Законные представители несовершеннолетнего административных правонарушениях

Информационная поддержка по теме: "Законные представители несовершеннолетнего административных правонарушениях" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

ПАМЯТКА для несовершеннолетних (Административная ответственность несовершеннолетних)

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

С 14 лет до 16 лет:

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

С 16 лет до 18 лет:

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Согласно ст.2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских учреждениях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Кроме того, несовершеннолетним распитие пива, согласно ст. З ФЗ №11-05 г., не допускается в любых общественных местах.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов в общественных местах (улица, стадион, сквер, парк, транспортное средство общего пользования, другие общественные места).

Ст. 20.20 ч.З КоАП РФ.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, также в других общественных местах.

Ст. 20.21 КоАП РФ.

Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Ст. 20.22 КоАП РФ (на родителей).

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта)

4.1 – с 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 100 рублей.

4.2 – на родителей детей до 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

По общему правилу ответственности за совершение преступления или административного правонарушения подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК, ст. 2.3 КоАП РФ). Устанавливая минимальный возраст ответственности, законодатель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы сознавать характер своих действий, их общественную опасность и запрещенность.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

лишение права заниматься определенной деятельностью;

лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Источник: http://krk.sledcom.ru/folder/875981/item/1189288

Комментарии к СТ 25.3 КоАП РФ

Статья 25.3 КоАП РФ. Законные представители физического лица

Комментарий к статье 25.3 КоАП РФ:

1. В соответствии с действующим гражданским и семейным законодательством законным представителем физического лица является лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического или психического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. Законные представители защищают также права и законные интересы недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.

Законные представители физических лиц исходя из содержания комментируемой статьи могут выступать в интересах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего. В статье конкретизируются субъекты, чьи интересы могут быть представлены законными представителями.

2. Законными представителями несовершеннолетних являются прежде всего родители, усыновители, а в определенных случаях — опекуны и попечители. Отметим, что несовершеннолетние начиная с 16-летнего возраста сами являются субъектами административной ответственности и рассматриваются как лица, обладающие в определенной степени административной дееспособностью.

Читайте так же:  Заявление налоговой инспекции в суд

3. Законными представителями лица, которое по своему физическому или психическому состоянию лишено возможности самостоятельно реализовать свои права, могут выступать также его родители, усыновители, опекуны и попечители.

4. Представляя интересы указанных выше физических лиц, законные представители обязаны предъявить документы, удостоверяющие их полномочия, т.е. подтверждающие их статус в качестве законных представителей (паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, об установлении опеки или попечительства).

5. Законные представители в отношении представляемых ими лиц имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом (см. ст. ст. 25.1, 25.2), и совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.

6. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим 18-летнего возраста, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

В соответствии со ст. 27.15 Кодекса в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4, а также п. 8 ч. 1 ст. 29.7, применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (полиции) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

7. В необходимых случаях законный представитель может выступить в процессе одновременно и в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, если ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Источник: http://www.kodap.ru/kommentarii/razdel-4/glava-25/st-25-3-koap-rf

Статья 25.3. Законные представители физического лица

СТ 25.3 КоАП РФ

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Комментарий к Ст. 25.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Законным представителем является лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

2. Лицо признается недееспособным в порядке гражданского судопроизводства, если оно вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени признанного недееспособным выступает его опекун. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть (также в порядке гражданского судопроизводства) ограничен в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство.

3. Законными представителями несовершеннолетних являются их родители или усыновители. Над несовершеннолетними при отсутствии у них родителей, усыновителей, при лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов, устанавливается опека или попечительство. При этом опека устанавливается над малолетними, не достигшими 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

4. Согласно комментируемой статье законные представители могут выступать в интересах всего лишь двух участников производства по делам об административных правонарушениях: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего. При этом потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ).

5. Документами, удостоверяющими соответствующие полномочия законного представителя, являются: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об усыновлении, решение об установлении опеки или попечительства. Законные представители в отношении представляемых ими лиц имеют права и несут обязанности, предусмотренные Кодексом. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представители совершают все процессуальные действия, право на которые имеют представляемые.

6. Присутствие при рассмотрении дела законных представителей лиц, указанных в комментируемой статье, необходимо, если они в силу физического или психического состояния не могут осуществлять свои права самостоятельно. Что касается несовершеннолетних, дела которых рассматриваются, то вопрос о необходимости присутствия их законных представителей решают судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело.

Источник: http://www.kodap.ru/razdel-4/glava-25/st-25-3-koap-rf

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

СТ 2.3 КоАП РФ

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Ст. 2.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В комментируемой статье отражены возрастные особенности физических лиц как субъектов административного правонарушения и определена специфика административной ответственности несовершеннолетних.

2. Несовершеннолетним признается физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет. Таким образом, одним из общих обязательных условий привлечения физического лица к административной ответственности является достижение им на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Аналогичный нижний возрастной предел используется во многих отраслях российского права, в том числе в уголовном, трудовом и гражданском. По мнению законодателя, именно к этому возрасту у человека формируются определенные правовые представления и он в состоянии уяснить и усвоить административно-правовые запреты. Нормативное определение минимального возрастного предела административной ответственности также связано со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими, т.е. с его вменяемостью. Отсюда вытекает отказ законодателя от привлечения к административной ответственности малолетних и невменяемых (см. комментарий к ст. 2.8 КоАП РФ).

Читайте так же:  Признание умершим статья

3. Установление возраста несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении. При этом юридически лицо считается достигшим возраста, с которого наступает административная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с нуля часов следующих суток. Так, если днем рождения является 10 мая 1998 г., то днем совершеннолетия будет считаться 11 мая 2014 г.

Недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста является обстоятельством, исключающим возможность привлечения его к административной ответственности. В этом случае производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

4. Установление общего минимального возраста административной ответственности в 16 лет не означает, что это правило обязательно для любого административного правонарушения. В ряде случаев в законе определяется повышенный возраст административной ответственности, который выступает своеобразной характеристикой специального субъекта. Но установление такого возраста регламентируется уже не нормами комментируемой статьи, а нормами статей Особенной части КоАП РФ. Например, достижение 18-летнего возраста требуется для наступления административной ответственности по ст. 6.10 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ), ст. 6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака).

В других случаях административное правонарушение в силу особенностей объекта посягательства и характера противоправного деяния не может быть совершено несовершеннолетним. Например, субъектом административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов (ст. ст. 5.6, 5.22 КоАП РФ), может быть только совершеннолетний. Достижение 18-летнего возраста также требуется по всем составам административных правонарушений, субъектами которых являются военнослужащие, лица, занимающие государственную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы.

5. Выражением принципов гуманизма и индивидуализации ответственности является положение ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, предусматривающее возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности.

В соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») КоАП РФ закрепляет принцип рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемыми при органах местного самоуправления районов и городов.

Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определен вышеназванным Законом и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967. Особенность функциональной компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит в том, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, они могут подвергнуть указанное лицо административному наказанию либо освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия принудительно-воспитательного характера. В соответствии со ст. 18 вышеупомянутого Положения перечень таких мер включает обязанность принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему, получение предупреждения, выговора или строгого выговора, обязанность возместить причиненный ущерб, заплатить штраф и некоторые другие меры. Таким образом, одной из отличительных особенностей административной ответственности несовершеннолетних является возможность их освобождения от административного наказания.

Законом предусмотрены и другие особенности административной ответственности несовершеннолетних, которые вытекают из анализа иных статей КоАП РФ. Так, к несовершеннолетним не применяется административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.2), а вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения — обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.3); производство по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего осуществляется с участием его законных представителей (см. комментарий к ст. 25.3) и прокурора (см. комментарий к ст. 25.11); об административном задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3); несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ч. 3 ст. 27.6); дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5).

Источник: http://www.kodap.ru/razdel-1/glava-2/st-2-3-koap-rf

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами, прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия «ответственность».

Источник: http://csgped.ru/nesovershennoletnie/administrativnaja-i-ugolovnaja-otvetstvennost-nesovershennoletnih/administrativnaja-i-ugolovnaja-otv.html

Законные представители несовершеннолетнего административных правонарушениях

О задержании подростка полицейские должны сразу сообщить его родителям или законным представителям.

В отделе полиции сотрудники полиции могут предложить подростку пройти дактилоскопирование («откатать пальцы») и фотографирование. Подросток имеет право отказаться от этой процедуры. Но есть исключения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административное дело подростка ведет Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). Когда материал по делу собран, комиссия передает его в суд для рассмотрения. Решение о наказании принимает суд, а не КДН.

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность врача

В течение суток с момента составления протокола полиция передает его вместе с другими материалами дела в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Если КДН вернула материалы полиции, то дается 3 суток на устранение недостатков. Трое суток отсчитывается с того дня, когда полиция получила материалы обратно.

Если обстоятельства дела указаны, на ваш взгляд, неправильно или недостаточно подробно, изложите свою версию событий в графе «Объяснения лица». Укажите все факты, которые вы считаете значимыми: не пустили адвоката, задержали в другое время, не разрешили взять у родителей лекарства и т. д.

Если вам не хватит места в этой графе, попросите лист бумаги и изложите на нем свою версию событий, все значимые обстоятельства. В протоколе сделайте запись, что объяснения изложены на дополнительном листе и распишитесь. Доплист с объяснениями тоже подпишите.

Если лист бумаги отказываются выдавать, сделайте запись в протоколе об этом и распишитесь.

КДН не может назначать наказания по тем статьям КоАП, которые отнесены к исключительной компетенции судей. Комиссия рассматривает такие дела и передает их в суд.

Решения КДН принимается в форме постановления. Копия постановления вручается подростку сразу при рассмотрении под расписку или может высылаться по почте в трехдневный срок.

В постановление КДН будет одно из следующих решений:

  • передать дело в суд, иные органы по подведомственности;
  • применить меры воздействия (штраф, предупреждение, направление в спецучреждение и т. п.);
  • прекратить дело;
  • отложить рассмотрение дела;
  • принять меры по устройству несовершеннолетнего.

КДН может освободить подростка от административной ответственности и одновременно с этим применить к нему другие меры. Это может быть предупреждение, выговор, направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение и т. д. Должны учитываться обстоятельства дела и личностные характеристики подростка.

КДН может также наказать родителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются в суде по месту жительства подростка.

Даже если статья, которая вменяется, предполагает, что рассмотрение должно быть в суде по месту самого события — правонарушения, — в случае подростка требуйте рассмотрения там, где вы живете.

Если подросток является бездомным или иностранным гражданином без регистрации, то на практике такие дела рассматриваются по месту фактического жительства, месту учебы.

Вы можете подать жалобу на постановление КДН в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Если постановление КДН вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Дактилоскопирование до постановления суда о признании вас виновным в административном правонарушении и применении в отношении вас санкции в виде административного ареста в большинстве случаев проводится добровольно, то есть только при наличии вашего согласия.

Принудительно до указанного судебного постановления она может быть проведена в случаях, если вы:

  • Задержаны, и установить Вашу личность иным способом невозможно (например, отсутствуют документы, удостоверяющие вашу личность);
  • Задержаны по подозрению в совершении преступления;
  • Подвергнуты административному аресту (назначается только решением суда);
  • Являетесь иностранным гражданином или лицом без гражданства и незаконно находитесь на территории России;
  • Являетесь иностранным гражданином и у Вас имеется разрешение на временное проживание.

Следует иметь в виду, что дактилоскопирование осуществляется (не только, но в том числе) с помощью валика и типографской краски.

Источник: http://www.guide.myverdict.org/administrative

Статья 25.3. Законные представители физического лица

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Комментарий к ст. 25.3 КоАП

1. Законными представителями физического лица выступают лица, которые в силу своих родственных или иных связей с физическим лицом в соответствии с законом могут защищать права и законные интересы несовершеннолетних лиц либо лиц, которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права.

2. В контексте комментируемой статьи физическими лицами считаются лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшие.

3. Основанием законного представительства физических лиц выступают родственные связи либо полномочия, удостоверяемые предусмотренными законом документами. Законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители.

4. Объем правового статуса законного представителя физического лица равен статусу представляемого им лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего.

5. В случае если рассматривается дело об административном правонарушении, совершенном лицом до восемнадцати лет, присутствие законного представителя указанного лица может быть признано обязательным.

Судебная практика по статье 25.3 КоАП

Статьей 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Читайте так же:  Случаи отложения судебного разбирательства

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельно либо через законных представителей (статьи 25.3 и 25.4 КоАП Российской Федерации) предпринимает меры для приглашения защитника к участию в деле; при этом данное лицо может выбрать защитника из числа как адвокатов, так и иных лиц (часть 2 статьи 25.5 КоАП Российской Федерации), что расширяет его возможности в поиске и приглашении защитника по сравнению с подозреваемым и обвиняемым в уголовном процессе, в котором право на самостоятельный выбор защитника не предполагает участия любого лица в таком качестве (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года N 2-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 302-О, от 20 ноября 2008 года N 858-О-О, от 5 февраля 2015 года N 236-О, от 25 мая 2017 года N 1102-О и др.).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельно либо через законных представителей (статьи 25.3 и 25.4 КоАП Российской Федерации) предпринимает меры для приглашения защитника к участию в деле; при этом данное лицо может выбрать защитника из числа как адвокатов, так и иных лиц (часть 2 статьи 25.5 КоАП Российской Федерации), что расширяет его возможности в поиске и приглашении защитника по сравнению с подозреваемым и обвиняемым в уголовном процессе, в котором право на самостоятельный выбор защитника не предполагает участия любого лица в таком качестве (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года N 2-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 302-О, от 20 ноября 2008 года N 858-О-О, от 5 февраля 2015 года N 236-О, от 25 мая 2017 года N 1102-О и др.).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельно либо через законных представителей (статьи 25.3 и 25.4 КоАП Российской Федерации) предпринимает меры для приглашения защитника к участию в деле; при этом данное лицо может выбрать защитника из числа как адвокатов, так и иных лиц (часть 2 статьи 25.5 КоАП Российской Федерации), что расширяет его возможности в поиске и приглашении защитника по сравнению с подозреваемым и обвиняемым в уголовном процессе, в котором право на самостоятельный выбор защитника не предполагает участия любого лица в таком качестве (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года N 2-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 302-О, от 20 ноября 2008 года N 858-О-О, от 5 февраля 2015 года N 236-О, от 25 мая 2017 года N 1102-О и др.).

При этом в силу частей 1 — 4 статьи 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним, осуществляют его законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные названным Кодексом в отношении представляемого ими лица. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

По смыслу положений статьей 28.2, 25.1, 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя.
При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также его законному представителю должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств.

Источник: http://koapru.ru/statja-25.3/

Задержание несовершеннолетних

Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, являются несовершеннолетними.

Несовершеннолетние могут быть подвергнуты административному задержанию за совершение административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), либо задержанию за совершение преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).

В соответствии с п. 15 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет права в том числе на доставление несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Право на задержание полицией закреплено в статье 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; разъяснить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права на юридическую помощь, на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания (один телефонный разговор) в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, право на отказ от дачи объяснения, а также обязанности лица, подвергнутого задержанию (далее – задержанное лицо).

О задержании составляется протокол. Копия протокола вручается задержанному лицу. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

Читайте так же:  Институт гражданской ответственности за неисполнение обязательств выполняет

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.3 КоАП РФ определено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 27.1 КоАП РФ, в том числе и административное задержание.

Административное задержание (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ) – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В части 1 статьи 27.3 КоАП РФ определен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, к которым также отнесены и должностные лица полиции – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривает полиция, либо административных правонарушений, по делам о которых полиция составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, а также осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 статьи 27.3 КоАП РФ, установлен приказом МВД России от 30 августа 2017 года № 685.

Административное задержание несовершеннолетних производится в общем порядке, предусмотренном ст. 27.3 КоАП РФ.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 27.5 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Особенностью административного задержания несовершеннолетнего является обязательное уведомление родителей или иных законных представителей о задержании несовершеннолетнего.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.6 КоАП РФ несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, либо лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления, указанного в части 2 статьи 20 УК РФ.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

Производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частями второй и третьей УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ.

Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения установлено статьей 423 УПК РФ, в соответствии с которой задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в общем порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Порядок задержания подозреваемого определен в статье 92 УПК РФ.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Особенностями является, что:

— при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК РФ;

— о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители;

— участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://27.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85

Законные представители несовершеннолетнего административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here