Совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних

Информационная поддержка по теме: "Совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ в пункт 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Читайте так же:  Сколько сейчас родовой сертификат

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 646 «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 646
«О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних
при Правительстве Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

28 октября 1995 г., 17 декабря 1996 г., 8 сентября 1997 г., 4 мая 1999 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272 настоящее постановление признано утратившим силу

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 488 настоящее постановление признано утратившим силу в части утверждения Состава Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ

В целях координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Положение о Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации и ее состав .

Положение
о Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних
при Правительстве Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 646)

ГАРАНТ:

См. Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

1. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации (далее именуется — Комиссия) создана для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

2. Основными задачами Комиссии являются:

координация деятельности министерств и ведомств Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

подготовка предложений для Правительства Российской Федерации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач:

рассматривает состояние проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;

вырабатывает согласованные подходы по приоритетным направлениям в области профилактики из безнадзорности и правонарушений, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и организует на федеральном уровне разработку мероприятий по их предупреждению;

осуществляет экспертизу проектов целевых федеральных программ, связанных с решением проблем, отнесенных к компетенции Комиссии, и анализирует причины, порождающие нарушения прав несовершеннолетних, их безнадзорность и правонарушения;

изучает деятельность органов опеки и попечительства, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию, в том числе по вопросам усыновления российских детей иностранными гражданами;

рассматривает предложения органов государственного управления Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

осуществляет анализ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обобщает и распространяет положительный опыт их работы.

4. Комиссия имеет право:

получать от органов государственного управления Российской Федерации информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

привлекать для участия в работе Комиссии представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей и специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, научных учреждений и неправительственных организаций;

создавать в установленном порядке временные рабочие группы из числа ученых и специалистов для подготовки предложений по отдельным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

по вопросам, входящим в ее компетенцию и требующим решения Правительства Российской Федерации, вносить соответствующие предложения.

5. Председателем Комиссии является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению председателя Комиссии.

Председатель Комиссии руководит ее деятельностью и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

6. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал под руководством председателя Комиссии или его заместителя.

Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов.

7. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании.

Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех министерств и ведомств Российской Федерации, представленных в ней.

8. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.

Состав
Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних
при Правительстве Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 646)

Постановление утратило силу в части утверждения настоящего Состава.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. Состав Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 646 «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 13 июня 1994 г., N 7, ст. 775

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 488

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. N 1148

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 1996 г. N 1494

Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1042

Источник: http://base.garant.ru/1305722/

Доклад в 2011 году

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

С целью совершенствования комплексной межведомственной системы защиты прав семьи и детей, предупреждения преступлений против семьи и несовершеннолетних, организации деятельности системы профилактики безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, их самовольных уходов из дома и детских учреждений, по принципу «единого окна», преемственности в этой работе и исключения дублирования :

1 . Правительству Российской Федерации:

1.1. с целью обеспечения деятельности Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создать в Аппарате Правительства Российской Федерации самостоятельное структурное подразделение (Департамент) (штатной численностью не менее 15 человек). Создание Департамента позволит:

— исключить факты дублирования в министерствах и ведомствах;

— сделать «прозрачной» их деятельность;

— позволит создать единое информационно-аналитическое пространство с целью перспективного прогнозирования и межведомственного планирования;

Читайте так же:  Неисполнение стороной мирового соглашения

— разработать и реализовать Национальный план действий в интересах детей (последний был в период с 1995 г. по 2000 г.), в течение нескольких последних лет делаются безуспешные попытки подготовить его проект;

— готовить ежегодные Доклады «О положении детей в Российской Федерации» (последний готовился в 2006 г.) и «О состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (реального положения дел в этой сфере на территории России не знает никто, поэтому даются субъективные оценки);

— в соответствии со ст. 44 Конвенции ООН о правах ребенка подготовить и представить очередной сводный периодический Доклад в Комитет по правам ребенка ООН.

2. Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на основе межведомственного анализа разработать и в установленном порядке внести на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов:

2.1. «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»

В законопроекте предусмотреть:

— Создание четырехуровневой системы комиссий, в том числе организацию деятельности общественных комиссий (схема прилагается);

— Основополагающие принципы деятельности комиссий.

— Установить, что ключевой формой организации работы комиссий является координация проведения восстановительной индивидуальной профилактической работы при осуществлении ранней профилактики семейного и детского неблагополучия, а также плановой социально — восстановительной работы со случаями социально опасного положения несовершеннолетнего и семьи;

— Организационные и правовые основы деятельности комиссий по выполнению государственных полномочий: порядок взаимодействия комиссий разного уровня (Правительственная – региональные – муниципальные — общественные) критерии оценки деятельности комиссий; их статус и подчиненность; численность штатных сотрудников, в том числе на муниципальном уровне (из расчета — 1 штатный сотрудник на 3 тысячи населения от 0 до 18 лет, но не менее 2); порядок межведомственного планирования, источники финансирования; формы и методы координации деятельности органов и учреждений системы профилактики; меры по защите и восстановлению прав несовершеннолетних; механизм реализации других направлений деятельности, предусмотренных законодательством;

Процесс подготовки и рассмотрения персональных дел; порядок извещения граждан; статус и документы членов комиссии и председателя; процедуру голосования, персональную ответственность председателя и членов за принимаемые решения;

— Обязательность исполнения постановлений комиссий всех уровней (кроме общественных) для организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности;

— Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, других органов и учреждений, в том числе общественных и неправительственных организаций при выявлении и проведении межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями;

— Ведение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав единого межведомственного (трехуровневого) банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;

— Порядок образования и правовые основы деятельности общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, не наделенных правом рассмотрения дел об административных правонарушениях.

2.2 . «О едином межведомственном банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации». (По аналогии с Федеральным Законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В законопроекте предусмотреть необходимую численность сотрудников (администраторов) для ведения банка данных (федерального, регионального и муниципального уровней), порядок формирования и использования конфиденциальных сведений о детях и семьях, вносимых в банк данных, уголовную ответственность за их разглашение.

3. Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать и в установленном порядке внести:

3.1. на рассмотрение Президента РФ Д.А. Медведева Проект Указа Президента РФ «О критериях оценки деятельности субъектов РФ по исполнению государственных полномочий в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних».

в Правительство Российской Федерации проекты Постановлений Правительства Российской Федерации:

Видео (кликните для воспроизведения).

— «Об утверждении формы статистического наблюдения «Об исполнении требований норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект прилагается).

— «Об утверждении формы статистического наблюдения «Об исполнении требований норм Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (проект прилагается).

— «Об утверждении порядка взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, прокуратуры, Следственного Комитета, МЧС, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других заинтересованных ведомств по розыску несовершеннолетних, установлению и устранению причин и условий, способствующих самовольным уходам и безвестному отсутствию детей и подростков».

— «Об утверждении порядка взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, органов предварительного следствия, судов, учреждений уголовно-исполнительной системы по организации межведомственного социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления и общественно опасные деяния».

— «Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью».

Данные предложения подготовлены с целью эффективной реализации требований ФЗ-120-99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних», Кодекса РФ об административных правонарушениях, Семейного Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовно-процессуального Кодекса РФ, международных норм и стандартов.

Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области от 25 января 2011 года

Председатель Комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Губернаторе Московской области

25 января 2011 г. № 1

Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Губернаторе Московской области Тропина Л.И.

члены Комиссии по делам

несовершеннолетних и защите

их прав при Губернаторе

Алешкова Т.М., Альтшулер Б.Л., Бельмачева Т.В., Бондаренко О.М., Брылева И.И., Губская И.И., Демина И.В., Иванов Е.А., Квасов С.И., Крыхтин В.В., Лимарова О.Г., Магонова Г.М., Мартынова С.Н., Горяйнов А.В., Можаева Т.И., Пастушкова Н.С., Тамазян Г.В., Тулупов А.Л., Ялтанская Т.Е.

1. Обсуждение Плана заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области на 2011 год.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области (далее Комиссия при Губернаторе) отмечает, что разработка Плана заседаний Комиссии на 2011 год осуществлена на основании п.3.2. «Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области», утвержденного Постановлением Губернатора Московской области от 28 августа 2006 года № 112-ПГ. Вопросы, включенные в План заседаний Комиссии, отражают наиболее актуальные проблемы, требующие разрешения и совершенствования деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав (далее — системы профилактики), а также улучшения координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, принятия решений по обсуждаемым вопросам. План составлен с учетом предложений областных и территориальных субъектов системы профилактики и иных заинтересованных ведомств.

Читайте так же:  Обработка персональных данных допускается в случаях

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

1. Одобрить в целом представленный проект плана заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области на 2011 год с учетом внесенных дополнений.

2. Отделу по делам несовершеннолетних аппарата Правительства Московской области

2.1. Внести в план заседаний Комиссии при Губернаторе на 2011 год высказанные на заседании уточнения и дополнения и представить его Председателю Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области на утверждение.

2.2. Утвержденный план заседаний Комиссии на 2011 год направить всем членам Комиссии при Губернаторе, руководителям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Московской области, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Московской области.

2.3. Выполнение плана заседаний Комиссии на 2011 год взять на контроль.

2. Обсуждение Комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области в 2011 году.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

1. Одобрить в целом представленный проект Комплексного плана мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области в 2011 году с учетом внесенных дополнений и изменений.

2. Отделу по делам несовершеннолетних аппарата Правительства Московской области

2.1. Внести в Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области в 2011 году высказанные на заседании уточнения и дополнения и представить Председателю Комиссии при Губернаторе на утверждение.

2.2. Утвержденный Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области в 2011 году направить для исполнения всем членам Комиссии при Губернаторе, руководителям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Московской области, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов.

2.3. Выполнение мероприятий Комплексного плана на 2011 год взять на контроль.

Ответственный секретарь О.М. Бондаренко

Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области от 28 марта 2011 года

Председатель Комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Губернаторе Московской области

28 марта 2011 г. № 2

Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Губернаторе Московской области Тропина Л.И.

Источник: http://textarchive.ru/c-2251332-p36.html

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

магистрант, кафедра деликтологии и криминологии ЮИ СФУ,

В Российской Федерации центральным институтом защиты прав и законных интересов являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссии). Они играют большую роль в борьбе с такими социальными явлениями: беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и др. В настоящее время не только исследователи, но и представители власти отмечают на необходимость реформирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних [1, c. 141].

Одним из вариантов определения правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних является отнесение их к органам государственной власти субъектов РФ. Данную точку зрения поддерживает О.Е. Винниченко. Она отмечает [3, c. 134]:

Во-первых, ст. 11 ФЗ от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, что комиссии создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в целях координации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

Во-вторых, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наделяет комиссии правом рассматривать, привлекать к административной ответственности, т.е. наделяет их государственно — властными полномочиями.

Однако нельзя полностью согласиться с данной точкой зрения, так как наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних, создаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, создаются комиссии в муниципальных образованиях, в большинстве регионов страны данная формулировка закреплена в региональном законодательстве, например ст. 6 закона Красноярского края от 31 октября 2002 года № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: «в крае создаются комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края (далее — краевая комиссия), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах края (далее — комиссии в муниципальных образованиях)».

Помимо этого, в составе Правительства РФ действует Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, которая координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, связанную с обеспечением исполнения законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. Она также осуществляет создание согласованных подходов к решению основных вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. Деятельность данной комиссии регулирует Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 года № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

Другую точку зрения представляет С.Л. Банщикова, по ее мнению, комиссии по делам несовершеннолетних необходимо относить к органам местного самоуправления, так как [4, c. 55]:

Во-первых, в ст. 11 ФЗ от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ указывается, что наделение органов местного самоуправления полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних решается законом субъекта.

Во-вторых, основная работа проводится комиссиями по делам несовершеннолетних в муниципальных образованиях, они наделены полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В-третьих, они формируются в основном из представителей органов местного самоуправления.

Но следует заметить, что ст. 11 данного Федерального закона указывает: «Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Следовательно, во многом вопрос об отнесении комиссий к органам местного самоуправления зависит от воли регионального законодателя.

Также следует иметь в виду, что в состав комиссий по делам несовершеннолетних помимо представителей местных органов принимают иные лица. В соответствии с Законом Красноярского края от 31 октября 2002 года № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» членами краевой комиссии могут быть руководители (заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты Законодательного Собрания края, Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с детьми, другие заинтересованные лица.

Читайте так же:  Судебное разбирательство сущность значение основные этапы

Членами комиссии в муниципальных образованиях могут быть руководители (заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты соответствующих представительных органов, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с детьми, другие заинтересованные лица.

В свою очередь, Е.В. Ильгова считает, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав нельзя в полной мере относить ни к органам государственной власти, ни к органам местного самоуправления [5, c. 56]. По ее мнению, комиссии являются общественными органами, поскольку:

Во-первых, в состав комиссий кроме представителей государственных и муниципальных органов и учреждений могут входить представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, обладающие опытом работы с несовершеннолетними, иные заинтересованные лица.

Во-вторых, члены комиссий осуществляют деятельность по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в свободное от основной работы время, работая безвозмездно, тем самым осуществляя общественный долг.

Во многом это подтверждается нормами регионального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, в ст. 8 Закона Красноярского края от 31 октября 2002 года № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отмечается, что членами комиссий в муниципальных образованиях могут быть руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты представительных органов, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных объединений, религиозных конфессий, а также граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними. На постоянной оплачиваемой основе согласно этого Закона осуществляют деятельность ответственный секретарь и специалисты по работе с несовершеннолетними.

Данная ситуация во многом сложилась из-за активных реформ, процесса становления ювенальной юстиции в РФ. Например, в 2017 году проводились слушания «Обсуждение законопроекта о пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации, связанных с отобранием ребенка» в Совете Федерации Российской Федерации, по итогом которых сенатор Елена Мизулина высказалась о возможности ликвидации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [6]. Однако отметили, что более совершенной системы взамен существующей нет, поэтому нужно не ликвидировать комиссии, а пересматривать и прописывать пошагово регламенты, осуществлять обучение специалистов, причем совместное из разных ведомств, чтобы трактование всех приложений и методичек, было единым.

Работа в данном направлении уже проводилась, в 1999 г. в Государственной Думе было рассмотрение проекта Федерального закона об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних №98105170-2, он был принят в первом чтении, однако дальнейшая работа была прекращена. Основанием прекращения работы по данному законопроекту является создание в России системы ювенальной юстиции, а комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются частью этой системы. Однако данный законопроект только закреплял трехуровневую систему, а остальные положения были схожи с действующим законом.

На страницах научной литературы можно встретить мнения некоторых авторов, что возникла необходимость в разработке и рассмотрении нового законопроекта, который бы регулировал деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом существующих реалий. Необходимо, чтобы законодатель прояснил правовой статус комиссий, решил вопрос подготовки кадров и материально-технического обеспечения, увеличил число штатных членов комиссий. В ходе реформирования системы профилактики именно принятие федерального закона решит многие проблемы, которые указывались выше.

Принимая во внимания тот факт, что фактически основная нагрузка ложится на комиссии по делам несовершеннолетних в муниципальных образованиях, все же правильнее определять комиссии по делам несовершеннолетних как органы государственной власти субъектов. Это обусловлено тем, что комиссии наделены государственно – властными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также, в соответствии со ст. 11 ФЗ от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ законом субъекта РФ полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних могут наделяться муниципальные образования, то есть вопрос об отнесении комиссий к органам местного самоуправления зависит от воли регионального законодателя.

Определение правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в настоящий момент проблемно. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних», а также региональное законодательство не дает нам однозначного ответа на вопрос определения комиссий как органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, либо нечто особым. Все же законодателю в рамках становления и развития в России ювенальной юстиции следует устранить противоречия законодательства в пользу определения комиссий по делам несовершеннолетних как органов государственной власти субъектов РФ.

Источник: http://sibac.info/journal/student/50/132606

Совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних

Проблемные аспекты деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере эффективного функционирования

Танкова Татьяна Александровна,

соискатель Воронежского государственного университета,

старший инспектор группы по работе с личным составом ОВД по Медвенскому району Курской области.

По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. [1] Два миллиона российских подростков не умеют читать и писать, 700 тысяч детей являются сиротами, более шести миллионов живут в неблагоприятных социальных условиях, — такие данные озвучил министр внутренних дел РФ Р.У. Нургалиев. [2] Тем не менее, отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов. Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. [3] Тем не менее, какими бы нормами и принципами не гарантировались права несовершеннолетних, практическая деятельность является наиболее адекватной и объективной призмой сложившейся ситуации. Одним из наиболее важных институтов, непосредственно занимающихся «детским» вопросом в России являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП, Комиссия).

В России развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства трудно сопоставимо с современной действительностью, [5] в то время как в США такая деятельность определяется общегосударственной программой, а также региональными пла­нами, которые неотвратимо приводятся в действие.

Сравнивая детскую службу США и КДН и ЗП РФ, интересно отметить, что за рубежом такая организация имеет в составе своих нескольких специалистов различных областей: медиков, педагогов, психологов и т.д., что позволяет им плодотворно сотрудничать, выполняя одно общее дело, что представляется весьма логичным и даже удобным. В России же, ситуация несколько иная. Здесь, наоборот, специалисты из различных служб, которые имеют массу основных обязанностей и их деятельность регламентируется нормами закона, специфичными для их конкретной области деятельности, например, ФЗ «О милиции» и т.п., кроме всего еще входят в состав КДН, являясь его членами, деятельность которых регулируется Положением о Комиссиях по делам несовершеннолетних (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 28.05.71, от 01.10.85 N 1527-XI, от 06.08.86 N 3785-XI Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1) и Федеральным Законом РФ № 120 от 24. 06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Читайте так же:  Стороны спора в гражданском процессе

Такое положение фиксирует работу этих организаций в КДН в качестве дополнительной, но не основной, в отличие от зарубежных аналогов. Кроме того, возникает вопрос о главенствующей норме всех вышеуказанных нормах закона, становиться затруднительным понимание о том, какой из них необходимо руководствоваться в первую очередь.

В большой советской энциклопедии Комиссия по делам несовершеннолетних определяется как орган, на который возложены охрана прав несовершеннолетних, организация работы по борьбе с детской безнадзорностью, координация деятельности всех государственных органов и общественных организаций по этим вопросам, а также рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних. Таким образом, службы, входящие в состав КДН и ЗП не имеют единого руководства, т.к. работают не только в данной системе, но и исполняют свои непосредственные должностные обязанности, не всегда могут сотрудничать в унисон и отнюдь не стремятся войти в подчинение КДН, как координирующего органа. Отсюда возникают порой неразрешимые противоречия между составными частями единого «организма», в то время как в США эти самые элементы обеспечивают нормальную деятельность детских служб, т.к. работают непосредственно только в нем и не в качестве дополнительной функции, а напротив – основного механизма.

Как считают многие исследователи, на практике нередко наблюдается разобщенность в деятельности органов, являющихся членами КДН и ЗП. Отсутствие четко налаженной системы связей между ними, а также противоречие преследуемых карательной и гуманной тенденций в их деятельности. О необходимости скорейшего принятия концептуальных организационных мер в указанном направлении неоднократно говорилось как исследователями, так и практическими работниками. [6] Существует насущная потребность в создании совместных комплексных программ, включающих в себя действия всех структур государственной власти, в том числе комитетов по делам семьи, детства и молодежи, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, начального воспитания, труда и занятости, военкоматов, учреждений культуры, правоохранительных органов, а также системы правосудия . [7]

Необходимо подчеркнуть, что деятельность детских служб в западных зарубежных странах ориентирована не столько на ре­бенка, сколько на семью в целом, т.к. вопрос ставится о семье, как о питательной среде, которая порождает либо гармоничное развитие личности, что является высшей ценностью современного общества, либо в состоянии порождать отрицательное влияние на подростка. В традициях же российской практики зачастую существует противоположный подход, т.е. семья попадает в поле зрения социальных служб, в том числе и КДН, уже после того, как несовершеннолетний совершил противоправное деяние, поставлен на внутришкольный контроль, учет и т.д. [8]

Однако это не исключает попыток раннего выявления неблагополучных семей и работы с ними и, даже в рамках современных реалий ставится как одна из ведущих задач. [9] Тем не менее, случается и так, что профилактическая деятельность с «ячейкой общества» начинается только как следствие, а не причина [10] . Такой подход вряд ли можно считать логичным и эффективным, ведь говоря изречением известного зарубежного классика, «мы срываем гнилые плоды дерева, у которого гнилой корень», хотя изначально, в сравнении со странами Зарубежной Европы, мы не желаем «зреть в корень». Таким образом, мы лечим болезни, а не предотвращаем их возникновение , что, наверняка, было бы гораздо действенно и продуктивно.

1. Конституции российской Федерации / Сибирское университетское изд-во: Новосибирск – 2009.

2. Агеев А.: Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции // «Законность», 2006, N 6.

3. Барщевский М.Ю.: Большая юридическая энциклопедия // Изд.: АСТ Москва, 2008.

4. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. — М.: Институт молодежи, 1991.

5. Головкин Е.В. Правовые и основы деятельности милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними – Москва – 2002.

6. Дюжий В. Пустое брюхо к ученью глухо // Твой день. 2007. N 114.

7. Зубарева О. «Законодательство об обеспечении прав детей» // Российский следователь – 2006 — № 19.

8. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М.:Флинта, 1998.

9. Корюшина Р.В Зарубежный опыт социальной работы // изд. Дальневосточный государственный университет // Владивосток – 2004.

10. Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: Дис. к.ю.н. Хабаровск, 2003.

11. Полянская Н. Родители все жестче, судьи – мягче // Опасный возраст – 2009.

12. Сапрунов А.Г., Кобзарь И.А. Противодействие преступности несовершеннолетних. // Общественная безопасность. М., 2002. №7.

13. Сминова Н.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и их роль в борьбе с беспризорностью и бездарностью несовершеннолетних // Российский следователь – 2005 — №3.

14. Чорбинский С.А. Социальная работа и сощгальные программы в США. — М: Центр обще­человеческих ценностей, 1999.

16. Материалы Всероссийской конференции «Система защиты прав несовершеннолетних и молодежи в регионах Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы»: г. Уфа – 2006.

17. Молодежная правовая газета МВД России «Опасный возраст» № 9 2008г. стр.11.

Поступила в редакцию 11.10.2010 г.

[1] Федькушова Ю. Ювенальная юстиция // Энциклопедия «Кругосвет»: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010331/1010331a3.htm.

[2] Дюжий В. Пустое брюхо к ученью глухо // Твой день. 2007. N 114.

[3] Конституции российской Федерации/ Сибирское университетское изд-во: Новосибирск – 2009.

[4] Чорбинский С.А. Социальная работа и сощгальные программы в США. — М: Центр обще­ человеческих ценностей, 1999.

[5] Р.В. Корюшина. Зарубежный опыт социальной работы // изд.Дальневосточный государственный университет // Владивосток ,2004, с.61.

[6] Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: Дис. . к.ю.н. Хабаровск, 2003. С. 117.

[7] Назарова А.С. Организационно-правовые и криминологические проблемы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 133.

[8] Корюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы // изд. Дальневосточный государственный университет // Владивосток – 2004.

[9] Молодежная правовая газета МВД России «Опасный возраст» № 9 2008г. стр.11.

[10] Агеев А.: Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции // «Законность», 2006, N 6.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://jurnal.org/articles/2010/uri65.html

Совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here