Причины способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними

Информационная поддержка по теме: "Причины способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Возрастные особенности несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений

юридические науки

  • Хакимов Ильвир Венерович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
  • Похожие материалы

    Преступность несовершеннолетних имеет ряд своих характерных особенностей, которые отличают ее от взрослой преступности, таковыми являются особенности возраста. Подростковый возраст рассматривается как переходный. Что же значит переходный период? В биологии переходным возрастом называют такую фазу развития организма, когда он отличается повышенной чувствительностью к каким – то определенным внешним и внутренним факторам. «Подростковый возраст – это прежде всего возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности. Подросток в переходном возрасте становится слишком агрессивным и вспыльчивым. Слишком жесткое обращение родителей к подростку приводит порой к побегу из дома или самоубийству».

    Л.И. Божович отмечала, что в моральной сфере подростков возникают следующие две особенности:

    • вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и взаимоотношения между людьми, привлекают их пристальное внимание;
    • у подростков начинает складываться устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки той или иной подростковой группы, возникающие под влиянием собственного (нередко искаженного) опыта не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто следуют моральным нормам, принятым в их среде, а не морали взрослых.

    В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства».

    спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Отсюда многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганствах, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или предателем. Последний источник взрослости – гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. Следующая особенность переходного возраста – сильная душевная ранимость. Подросткам свойственно абсолютизировать безысходность той или иной критической или конфликтной ситуации. Потребность в общении, будучи неудовлетворенной, вызывает острое чувство одиночества, которое воспринимается, как неустранимое. Эти и иные жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и даже очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни [1, с.201].

    Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться. В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание – крик о помощи.

    Многие ученые установили взаимосвязь между девиантным поведением несовершеннолетних и уровнем их самооценки. «По данным исследования, понижение уважения к себе статистически связано со всеми видами девиантного поведения – принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, пьянством и употреблением наркотиков, различными проявлениями агрессии, суицидальным поведением и психическими аномалиями. В частности, низкое самоуважение способствует совершению антиобщественных поступков, ибо, участвуя в группах с антисоциальной направленностью в их действиях, подросток пытается повысить тем самым свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которые не одобряются в так называемой позитивной среде. Исследователи отмечают болезненно агрессивное отношение опрошенных несовершеннолетних правонарушителей к тем своим сверстникам, которые имеют высокую, даже вполне заслуженную в позитивном плане самооценку».

    Подводя краткий итог, хотелось бы сказать, что подростковый возраст полон различных противоречий, в целом это период вырастания из детства, и хотя он достаточно кратковременный, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь.

    Список литературы

    1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука, 2012. – с.201

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник: http://novainfo.ru/article/7568

    Устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, как одна из задач противодействия преступности несовершеннолетних на современном этапе

    юридические науки

    • Хафизова Ильзина Римовна , магистр, студент
    • Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал
    • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
    • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
    • ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
    • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Похожие материалы

Проблема противодействия преступности несовершеннолетних, несомненно, является актуальной. На данный момент каждое тридцать второе преступление (3,1%) совершается несовершеннолетними или при их участии (по состоянию на январь 2019 года) [3].Кроме того, за последнее время преступность несовершеннолетних возросла. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации показатели такой преступности увеличились на 0,9%, их удельный вес от всех преступлений составил 3,7% (в период с января по июнь 2018 года) [4]. В юридической литературе нередко отождествляются термины «противодействие преступности», «предупреждение преступности» и «профилактика преступности». В целях полного понимания сущности противодействия преступности несовершеннолетних разграничим данные понятия.

В Российской Федерации правовые и организационные основы профилактики преступности несовершеннолетних содержатся как в федеральном, так и в региональном законодательстве. Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»регулируются основные правовые и организационные вопросы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1]. Положения регионального законодательства конкретизируют отдельные положения, установленные рассматриваемым Федеральным законом. Так, в Республике Башкортостан, действует Закон Республики Башкортостан от 23.03.1998 № 151-з «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан», регулирующий правовые отношения, возникающие в Республике Башкортостан в процессе осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[2]. При этом вышеназванными законами закрепляется следующее: выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними является одной из основных задач деятельности, связанной с профилактикой в данной сфере.

Читайте так же:  Образец заявления в кассационную инстанцию

Не смотря на то, что федеральным и региональным законодательством о профилактике преступности несовершеннолетних в целом детально регулируется деятельность государственных органов в рассматриваемой области, законодательством не устанавливается обязанность данных органов производить отчет о мероприятиях, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними.

Таким образом, в целях улучшения эффективности действующего законодательства о профилактике преступности несовершеннолетних предлагаем дополнить соответствующее законодательство нормой об обязанности предоставления компетентными органами ежеквартальной отчетности о произведенных мерах, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними.

Также необходимо отметить, что в совершенствовании нуждается законодательство, регулирующее деятельность такого государственного органа, как комиссия по делам несовершеннолетних. Устранению условий и причин, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, способствовало бы обязательное участие в работе данной комиссии специалистов-психологов. Психологическая работа с подростками могла бы повысить самостоятельность регулирования ими поведения, развить у них устойчивость к стрессовым ситуациям [6].

Список литературы

  1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3177
  2. О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 23 марта 1998 г. № 151-з // Известия Башкортостана. 1998. №107-108. Ст.1731
  3. Состояние преступности в России за январь 2019: Сборник // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России». URL: http://Sostoyanie_prestupnosti_yanvary_19.pdf (дата обращения: 12.03.2019)
  4. Состояние преступности в России за январь — июнь 2018: Сборник // Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/0b8/sbornik_6_2018.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
  5. Воронин Ю. А. Введение в криминологию: курс лекций. — М., 2008. С. 213.
  6. Исаева Л.А. Организационно-правовые вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях // Научное мнение. — 2014. —№ 11. — С.74.
  7. Майоров А. В. Понятие и структура системы противодействия преступности // Правопорядок: история, теория, практика. — 2014. — № 1 (2). — С. 115.
  8. Чернышев В. И. Место профилактики преступности в системе социального управления // Юрист онлайн. http://Yvvvvv.shkolny.com/rncsto-profilaktiki-prcstupnosti-v-sistcme-sotsialnogo-upravleniya/.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/17086

Причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними

Предметом особой заботы любого цивилизованного государства является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, борьба с такими негативными явлениями, как преступность среди несовершеннолетних. Отношение к детям — это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне его развития. Дети, вставшие на путь совершения преступлений, представляют собой резерв для взрослой преступности.

В Республике Казахстан эти вопросы находятся под пристальным вниманием государства. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» защита материнства и детства определена как важнейшая составная частью социальной политики государства на новом этапе. В рамках совершенствования национального законодательства в этой сфере постоянно ведется работа по внесению изменений и дополнений, направленных на повышение степени защищенности прав и свобод несовершеннолетних.

Несмотря на положительные тенденции в этом направлении, вопрос о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних остается актуальным, поскольку динамика роста или снижения их количества напрямую зависит от того, насколько эффективны принимаемые сегодня превентивные меры в отношении подростков и молодежи.

Для того чтобы построить правильную систему профилактической деятельности необходимо изучить причины и условия, обусловливающие правонарушения несовершеннолетнего.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Причины преступности несовершеннолетних можно разделить на две большие группы:

  • связанные с личностными особенностями несовершеннолетних;
  • отражающие недостатки общественного устройства.

Первая группа причин определяется

  • увеличением доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии, катастрофическим снижением интеллектуального потенциала несовершеннолетних,
  • пренебрежением к правилам безопасности и общественного спокойствия;
  • безответственностью в угрозу сиюминутным удовольствиям;
  • правовым инфантилизмом и легкомыслием.

Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества.

В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, так как во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Исследуя причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, криминологи на достоверном материале убедительно доказали, что в большинстве своем наиболее криминогенным фактором, провоцирующим противоправное поведение детей и подростков, является кризисная неблагополучная семья. Именно она чаще всего наиболее интенсивно формирует личность, способную совершать преступления.

Читайте так же:  Утрата судебного приказа

Негативные процессы социального и экономического характера существенно ослабили, прежде всего, родительскую семью как социальный институт, который ранее наиболее последовательно и надежно защищал жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивал их интеллектуальное и нравственное развитие.

Семья, которая сводит концы с концами, ежедневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а нередко и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом воспитания. Сложная психологическая обстановка в таких семьях способствует возникновению конфликтных ситуаций между родителями и детьми, между самими родителями, что в итоге приводит не только к распаду семей, но и зарождению в них криминогенных настроений, привычек, поступков, жестокости и насилия в отношении близких и родных. Такая семья становится либо постоянно и сильно действующим источником влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса.

Значительным криминогенным фактором является социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей – выходцев из различных социальных групп. Если среди взрослых вуалирование несправедливости социального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приноситбольше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты. Известно, что ничто не оказывает такого сильного криминального воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в злобу, ненависть и агрессию, а также нейтрализует моральные запреты (барьеры) при совершении корыстных преступлений.

Существуют свои проблемы, отрицательно влияющие на формирование подростков, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявление роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность в сочетании с бездуховностью, нередко отсутствие душевного тепла во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение.

Криминогенность семейного неблагополучия дополняется криминогенностью в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова). Эта криминогенность состоит в том, что школа, будучи специально предназначенной для выполнения функций обучения и воспитания подрастающего поколения, реализует их неполно либо не оказывает необходимого влияния, не компенсирует недостатки семейного воспитания и не противодействует негативным воздействиям ближайшей криминогенной микросреды, в которой находится подросток.

В качестве криминологически значимых проблем школы можно выделить: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценка различий «стартовых» (начальных) условий обучения и недостаточная помощь в их выравнивании, невнимание к профессиональной ориентации подростков и др.

Распад системы трудоустройства подростков и воспитание в трудовых коллективах, длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вторжение в преступную группу.

В условиях непризнания традиционных духовных и культурных ценностей, ориентаций, которые носят общепризнанный характер, возникает опасность воздействия на детей и подростков социально негативной информации. В силу возрастных особенностей подростки в большей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздействиям, связанным с таким негативным явлением в духовно-нравственной сфере, как тотальная агрессия худших образцов «массовой культуры», культа силы и наживы в средствах массовой информации. Происходит установление стандартов повседневного поведения, несовместимых с ценностными ориентациями общества — культа силы, жестокости, наркотиков, как якобы нормы современного подростка. Включаясь в обособленные группы, для совместного времяпрепровождения и дорожа пребыванием в такой группе, подростки стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению. Незанятость, неумение направить свою молодую энергию на полезные дела приводит к тому, что несовершеннолетние нередко начинают употреблять спиртные напитки, наркотики и заниматься другими делами, калечащими жизнь молодому организму, вместо того чтобы заниматься спортом или творчеством.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что преступность несовершеннолетних, как и преступность вообще, образовывается и развивается под воздействием одних и тех же причин и сопутствующих условий.

Устранение условий, способствующих совершению преступлений, часто заключается в том, чтобы навести должный порядок, обеспечить выполнение тех требований законов и других правовых актов, которые давно существуют. Вот почему важно не только устранение этих условий, но и, прежде всего, формирование у несовершеннолетних мировоззрения, моральной стойкости, являющихся главным средством в предупреждении аморального поведения и совершения правонарушений.

Лишь совместная, объединенная профилактическая и воспитательная работа всех без исключения звеньев воспитательного фронта в конечном итоге приведет к желаемому результату, нравственной закалки молодежи, делающей невозможным совершение преступлений и других антиобщественных проявлений.

Литература

  1. Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК.
  2. О правах ребенка в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года №345.
  3. О профилактике правонарушений. Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV.
  4. Стратегия «Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства: Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. – 2012. – 15 декабря.

Источник: http://articlekz.com/article/28261

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Скачать:

Вложение Размер
proekt_2011_yubileynyy.doc 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

«…относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. «Конфликт поколений» присущ не только новой истории. Старшие поколения всегда недовольны младшими, а те отвечают взаимностью».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ

Ученики МОУ «Лицей №4»

Каменева Галина Васильевна

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Данный проект посвящен проблеме преступности среди несовершеннолетних:

а) выявлению причин правонарушений;

б) основным факторам риска, влияющих на подростковую преступность;

в) особенностям преступлений, совершаемым несовершеннолетними, а также мерам, проводимым по профилактике правонарушений.

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой стороны – необходимостью коренного пересмотра подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних – один из тревожных признаков неблагополучия общества.

Читайте так же:  Ленинский районный суд жалобы

Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние . Это подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.

За последние три года значительно увеличилась тенденция роста преступлений в молодежной среде. С точки зрения экспертов отмечался рост всех видов преступности, таких как пьянство, наркомания и уличные преступления . Растет число агрессивно настроенных подростков.

Целью данного проекта является изучение причин и особенностей преступлений несовершеннолетних.

Для достижения данной цели перед учащимися были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Ознакомиться со статистическим материалом.

3. Подготовить сводные табличные данные.

4. Попытаться исследовать причины преступлений и особенности преступлений несовершеннолетних — как объект криминологии.

5. Сделать соответствующие выводы.

Практическая направленность проекта:

а) использовать данный материал по предупреждению преступности среди подростков во внеурочной и урочной работе;

б) умело применить статистические данные для написания таких исследовательских работ, как рефераты, доклады. Использовать данные в лекциях и семинарских занятиях.

2.Основные причины преступлений несовершеннолетних.

3.Особенности преступлений несовершеннолетних.

4.Предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Профилактика преступлений несовершеннолетних.

В последние годы проблема преступности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе.

Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, ученых и политиков, работников милиции, судов, колоний. Постоянно идет обсуждение проблем создания ювенальной юстиции, ориентированной не столько не применение репрессивных мер в отношении несовершеннолетних, сколько на оказание социальной поддержки и помощи молодым людям, имеющим проблемы с законом. Обоснованная тревога старшего поколения, однако, так и останется только тревогой, если не будут осознаны все механизмы производства преступности несовершеннолетних в обществе. Только признание обществом своей вины перед молодым поколением и организация мероприятий по исправлению ошибок взрослого мира могут стать по-настоящему действенным механизмом исправления ситуации с преступностью несовершеннолетних.

Происходящие перемены в российском государстве привели к существенным изменениям в обществе. Особенно остро на них отреагировала молодежь, она стала более криминально-активной. Все чаще несовершеннолетние стали попадать на скамью подсудимых.

Для начала определим, кто такой – несовершеннолетний ? Несовершеннолетним по уголовному законодательству РФ является лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось14 лет, но не исполнилось 18 лет. Данное правило предусмотрено ст.87 УК РФ.

Так что же толкает подростка на совершение преступления? Подростки являются одной из наиболее незащищенных категорий нашего общества. Они сильнее испытывают состояние стресса и раздражения. Их мечты о легком и быстром обогащении ведут к проступкам и преступлениям.

В структуре преступности несовершеннолетних преобладают тяжкие преступления, причем большую часть составляют грабежи, кражи и разбойные нападения. Растет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Духовная жизнь подростков деформируется вследствие проникновения в их среду стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентирами нашего общества, через средства массовой информации, бытовые контакты. Культивируются сила, жестокость, наркотики как «нормы» жизни подрастающего поколения.

1. По мнению педагогов, телевидение является опасным для подростков. Существует связь насилия на экране с ростом преступлений среди несовершеннолетних: то, что он видит по телевизору, он стремиться воплотить в жизнь.

2. Родители стали меньше заниматься детьми, стремясь переложить свои воспитательные функции на школу, улицу, средства массовой информации. Семья должна играть важную роль в воспитании подростка. Взрослые для растущего человека являются неким «психологическим центром».

Известно, что в тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства, неопределенности и своей незащищенности. Это формирует у него личную позицию неприятия окружающей среды, непонимание ее. Ребенок даже начинает ожидать угрозу от общества.

Именно, в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. В результате влияния социально-экономических и политических факторов в последние годы в некоторых семьях сложилась криминогенная обстановка. Она привела к увеличению числа асоциальных семей различных типов.

В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получает пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.

Практика показала, что среди несовершеннолетних с девиантным поведением значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях. У многих воспитанников воспитательных колоний в семье существовали разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми, выливающиеся в открытые конфликты.

Многие подростки совершали преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.

На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:

а ) вовлечение несовершеннолетних в наркоманию,

проституцию, занятиями азартными играми;

б) отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки;

в) воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами;

г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм;

д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.

В таких семьях, как способ общения, утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – одновременно формируют аналогичные качества и отношения у самих подростков.

Читайте так же:  Жалоба на районного судью председателю суда

Таким образом, одним из негативных обстоятельств в девиантных семьях является неуважение по отношению друг к другу. В бытовом общении используются нецензурные слова, различные оскорбительные выражения, грубый тон и т. п.

Обстановка в этих семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.

Треть подростков живут в семьях, где есть судимые.

На формирование личности подростка в такой семье отрицательно влияет то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления. Около 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Последние нередко становились вовлекателями несовершеннолетних в преступную деятельность.

Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами – те, кто слабее. Но если женщины, особенно бездетные, могут избавиться от обидчика путем развода, то у детей такой возможности нет. Они вынуждены терпеть побои и истязания в подавляющем большинстве случаев от собственных родителей.

Поэтому подросток стремится к своим сверстникам, которые объединяются в неформальные группы, убегает из дома. Неформальные группы способствуют распространению алкоголизма, наркотиков, токсикомании в подростков.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках.

По данным МВД РФ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.

Наблюдаются тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. За 1990 -2000 гг. количество

14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности. По данным МВД РФ, число этих

подростков, доставленных в органы внутренних дел за совершение общественно опасных деяний в 1996 г., превысило 85 тыс.

На настоящий момент имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние два года его темпы увеличились с 11 до 14%, количество девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, достигло 50,6 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек (в 1999 г.- 17,3 тыс.), это таит в себе немалую общественную опасность.

Имеется тенденция омолаживания “пьяной” преступности. Каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления в составе групп. Группы отличаются большой мобильностью, что существенно увеличивает их общественную опасность и криминальную активность.

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников.

Источник: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/12/17/osnovnye-prichiny-i-osobennosti-pravonarusheniy-nesovershennoletnimi

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ И ПОДРОСТКАМИ.

В связи с чем чрезвычайно актуальным является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и молодежи и повышения эффективности их профилактики. В настоящее время данное направление работы выходит на общегосударственный уровень и предполагает объединение усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Правонарушение – виновное противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность [1, с. 758].

Признаки правонарушения: их противоправность, наличие вины, наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. В зависимости от характера правонарушения, степени его вредности и опасности для общества, а также от характера применяемых санкций за их совершение правонарушения подразделяются на преступления и проступки (по М. Н. Марченко).

Профилактика правонарушений – процесс достаточно сложный, длительный, требующий выявления основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними детьми и условий, благоприятствующих этому. Только на основе глубокого анализа совокупности причин и условий детской преступности необходимо строить всю систему профилактической работы.

Анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, специальной литературы по проблеме (Б. Н. Алмазов, М. И. Арсеньева, В. Баженов, И. П. Башкатов, Л. А. Грищенко, В. Д. Ермаков, О. В. Пристанская, И. А. Протасова и др.), результатов социологических исследований показывает, что основными причинами, способствующими совершению правонарушений в детском возрасте являются:

общественные (уровень преступности в стране, негативное влияние средств массовой коммуникации, социальная нестабильность российского общества, неравенство, кризис семьи);

морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям делинквентного поведения несовершеннолетних (И. А. Протасова);

биологические причины (генетические нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические; физиологические нарушения), которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что может привести к возникновению у ребенка стремления «доказать» другим свою состоятельность любыми путями, в том числе, противоправными [2, с. 73];

социально-психологические причины, непосредственно связанные с кризисом и особенностями протекания младшего школьного возраста (недостаточность жизненного опыта, ограниченность эмоционально-волевой сферы, несформированность адекватной самооценки, невысокий уровень сформированности умений самоконтроля, склонность к подражанию, повышенная внушаемость и др.). Особого внимания педагогов и родителей требуют дети, пропускающие учебу в школе по неуважительной причине, трудновоспитуемые и неуспевающие ученики, систематически нарушающие школьный режим и правила общественного поведения; дети с неадекватно завышенной и заниженной самооценкой, с акцентуациями характера, высоким уровнем тревожности, социально инфантильные дети и др. К. Е. Игошев установил, что среди молодежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают четко неосознанные мотивы, которые правонарушители затрудняются точно определить, и подражание другим лицам [3, с. 64]. По данным Н. И. Ветрова, 36,7% обследуемых несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и четко неосознанным мотивам [4, с. 140].

Читайте так же:  Доклад о работе ревизионной комиссии

Приведенные результаты исследований носят устойчивый характер и дают основание утверждать, что одной из отличительных особенностей мотивационной стороны многих преступлений, совершенных учащимися, является непредумышленный характер действий несовершеннолетних, когда правонарушитель импульсивно, под влиянием сложившейся обстановки или же бездумно следует примеру других лиц.

Применительно к несовершеннолетним правонарушителям особо следует выделить конфликтные ситуации, представляющие разновидность жизненных ситуаций, при которых происходит столкновение интересов и потребностей взаимодействующих сторон. Они существенно различаются по степени напряженности и могут возникать как в результате преднамеренных действий учебного взаимодействия так и независимо от них, под воздействием обычных причин, социальных факторов или же стечению обстоятельств. Нетрудно заметить, что криминогенная значимость их различна. В первом случае напряженность и «провоцирующее» влияние конфликтной ситуации выступают наиболее четко, поскольку она складывается вследствие целенаправленных деяний правонарушителей, проявивших решимость совершить преступление. Усилия субъектов профилактики в таких случаях прежде всего должны быть направлены на наиболее полное выявление и безотлагательное устранение совокупности обстоятельств, обусловливающих конфликтную ситуацию или способствующих ее развитию;

недостатки семейного воспитания. Прежде всего, внимание приковывают семьи, находящиеся в социально опасном положении, ведущие асоциальный и антисоциальный образ жизни. Следует также помнить о негативном воздействии на ребенка внешне вполне благополучных полных семей, где нередко наблюдается неумение или нежелание родителей воспитывать своих детей, конфликтная атмосфера, грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и др., что приводит к формированию у ребенка агрессивности, скрытности, эгоизма и др. отрицательных качеств личности. Исследователи данной проблемы отмечают, что отклонения в социальном поведении таких детей наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляют крайнюю неустойчивость поведения, конфликтуют с педагогами, многие из них оказывались в положении «аутсайдеров», невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, навязчивы, болтливы и непослушны.

Проблемой также является нежелание некоторых родителей сотрудничать со школой в деле воспитания детей, перекладывание своих обязанностей на плечи учителей и воспитателей.

Серьезным недостатком семейного воспитания и предпосылкой совершения правонарушений является безнадзорность детей. Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц [5, с. 1].

В 2010 году в Республике Мордовия выявлено 890 безнадзорных детей и подростков, из них 190 изъяты из неблагополучных семей при непосредственной угрозе их жизни и здоровья и помещены в учреждения социальной защиты, 98 — в медицинские, остальные возвращены родителям. ОВД расследовано 16 уголовных дел по ст.156 УК РФ по фактам неисполнения родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию и соединенное с жестоким обращением.

Кроме того, составлено более 2118 административных протоколов в отношении родителей, в том числе 1313 за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Был оформлен 251 материал на лишение родительских прав. 459 родителей, отрицательно влияющих на поведение своих детей, были поставлены на профилактический учет. Также в рамках реализации Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» сотрудниками милиции выявлено 433 административных правонарушения законных представителей несовершеннолетних и должностных лиц, допустивших нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых и учреждениях развлечений и досуга, реализующих алкогольную продукцию [6];

недостатки школьного образования и воспитания (недостатки в нравственном, трудовом, правовом воспитании учащихся, недостаточно четко отлаженная организация их досуга во внеурочное время, сложности взаимодействия с семьями учащихся, ошибки и упущения в деятельности государственных органов, общеобразовательных учреждений в профилактике детской безнадзорности и правонарушений, отсутствие целостной преемственной системы правового образования школьников на всех ступенях обучения). В данном случае имеем безнадзорность, невысокий уровень нравственной культуры, правовой грамотности, знаний об уголовной и других видах ответственности несовершеннолетних;

недостаточно жесткие меры в отношении взрослых людей за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Официальная статистика утверждает, что в 2010 году в Мордовии расследовано 34 уголовных дела по ст.150 УК РФ по фактам вовлечения подростков в совершение преступления и 6 по ст.151 УК РФ за вовлечение в совершение антиобщественных действий [6]. Однако, большое количество подобных действий остаются невыявленными;

беспризорность и бродяжничество можно рассматривать и как причину совершения правонарушений, и как следствие безнадзорности, невыполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, жестокого обращения в семье, отсутствия своевременного выявления и оказания помощи детям, оставшимся без родителей и родных. Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение / антиобщественные действия [5, с. 1]. Количество беспризорных детей в современной России постоянно растет, и в настоящее время составляет 2,17 % от общего числа детей. Таким образом, двое из ста российских детей являются беспризорниками [7].

Перечисленные выше причины порождают различные формы отклонений от норм социального поведения.

Список использованных источников

1.Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А. Я. Сухарев. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 1110 с.

2.Протасова, И. А. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения / И. А. Протасова // Социальная педагогика. – 2008. – № 3. – С. 70-79.

3. Игошев, К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи / К. Е. Игошев. – М. : ВШ МВД СССР, 1982. – 173 с.

4. Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н. И. Ветров. – М. : Юридическая литература, 2006. – 90 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://scienceforum.ru/2017/2221/34353

Причины способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here