Права нарушения в информационной сфере

Информационная поддержка по теме: "Права нарушения в информационной сфере" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Усилена административная ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере

Федеральным законом установлена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Указанное нарушение повлечет наложение штрафа: на граждан — в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц — от одного миллиона до шести миллионов рублей.

Предусмотрена ответственность за повторное совершение указанного правонарушения, а также за повторное совершение следующих правонарушений:

неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет;

распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных СМИ;

нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию;

неисполнение обязанностей оператором поисковой системы.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59944.html/

Административно-правовая ответственность в информационной сфере

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

  1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
  2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
  3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
  4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/administrativno-pravovaya-otvetstvennost-v-informatsionnoy-sfere

Права нарушения в информационной сфере

Войти через uID

Право собственности состоит из трех важных компонентов : право распоряжения, право владения, право пользования.

Право распоряжения состоит в том, что только субъект- владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена .

Право владения должно обеспечивать субъекту- владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто , кроме него, не может ее изменять .

Право пользования предоставляет субъекту- владельцу информации право ее использования только в своих интересах .

Любой субъект- пользователь обязан приобрести эти права , прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.

Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.

Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

«Правовые нормы правового регулирования информации»

«Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Регулирует отношение, возникающее при осуществление права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.

Уголовный кодекс раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» № 63-ФЗ Дата принятия: 1996г. Краткое содержание: Определяет меру наказания за «Компьютерные преступления». Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.

«О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.

Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г. Краткое содержание: Дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.

Читайте так же:  Срок исковой давности по строительному подряду

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Правонарушения в информационной сфере .

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Преступления в сфере информационных технологий включают:

 распространение вредоносных вирусов;

 кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг);

 распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

В зависимости от способа использования компьютера при совершении преступлений Марк Экенвайлер выделяет категории:

1. Компьютер является объектом правонарушения, когда цель преступника — похитить информацию или нанести вред интересующей его системе.

2. Компьютеры используются как средства, способствующие совершению такого преступления как, например, попытка преодоления защиты системы (атака), или более традиционного преступления (например, мошенничества), совершаемого с помощью электронных средств.

3. Компьютер используется как запоминающее устройство.

Основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров

1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере.

Несанкционированный доступ осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных

2. Ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определённых условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.

3. Разработка и распространение компьютерных вирусов.

4. Преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.

5. Подделка компьютерной информации.

6. Хищение компьютерной информации.

Предупреждение компьютерных преступлений

При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжёлым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на предупреждение преступления.

К техническим мерам относят :

 защиту от несанкционированного доступа к системе,

 резервирование особо важных компьютерных подсистем,

 организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев,

 установку оборудования обнаружения и тушения пожара,

 оборудования обнаружения воды,

 принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания,

 оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.

К организационным мерам относят:

 охрану вычислительного центра,

 тщательный подбор персонала,

 исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком,

 наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя,

 организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, незаинтересованными в сокрытии фактов нарушения работы центра,

 универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство),

 возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра.

К правовым мерам относят :

 разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления,

 защита авторских прав программистов,

 совершенствование уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства.

 общественный контроль за разработчиками компьютерных систем и принятие международных договоров об ограничениях, если они влияют или могут повлиять на военные, экономические и социальные аспекты жизни стран, заключающих соглашение.

Результаты опроса представителей служб безопасности 492 компаний, дает представление о наиболее опасных способах совершения компьютерных преступлений. Наивысшая угроза

Виды атак, выявленные за последние 12 месяцев

Злоупотребление сотрудниками компании доступом к Internet 69%

Кража мобильных компьютеров 58%

Неавторизованный доступ со стороны сотрудников компании 40%

Мошенничество при передаче средствами телекоммуникаций 27%

Кража внутренней информации 21%

Проникновение в систему 20%

Допускалось несколько вариантов ответов.

Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется, в первую очередь, соображениями этического порядка .

Источник: http://emit.do.am/index/tema_1_2/0-46

Административная ответственность в информационной сфере

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

  1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
  2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
  3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
  4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

Читайте так же:  Срок исковой давности по кредитам россия

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

30. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными — это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым — общественная безопасность и общественный порядок и видовым — совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда — как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую — бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции — альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они — в силу тяжести последствий преступления — «урезаны» до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 «Кража». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 «Мошенничество». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового

31. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся:

1) меры, связанные с возмещением убытков

2) взыскание неустойки

3) компенсация морального вреда

Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

Читайте так же:  Судебный приказ 500 тысяч

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

2) наличие у потерпевшего убытка или вреда ( в том числе морального)

3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

4) наличие вины правонарушителя

Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10999 —

| 7444 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/10_299055_ponyatie-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-informatsionnoy-sfere.html

Ответственность за правонарушения в информационной сфере

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд специфических особенностей:

— Правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связа­ны с информацией;

— Правонарушения можно рассматривать в качестве информа­ционно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя.

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности в информационной сфере. Среди них можно выделить следующие:

1. Гражданско-правовая ответственность отличается имущественным характером принудительных мер воздействия на правонарушителя. Это меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Имущественные издержки нарушителя, являющиеся следствием применения данных мер, должны компенсировать или, говоря другими словами, эквивалентно восполнить имущественную сферу потерпевшего. Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в общем плане в информационном законодательстве и в Гражданском кодексе РФ.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную.

Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами действующего законодательства.

Внедоговорная (деликтная) ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств, Примером деликтной ответственности будут являться меры по возмещению вреда, причиненного, вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), предусмотренные ст. 1095 ГК РФ.

2. Административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение. В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены Кодексом об административный правонарушениях РФ в отношении нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушения правил защиты информации (ст. 13.12), незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), разглашения информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребления свободной массовой информации (ст. 13.15) и иные.

3. Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в Уголовном кодексе РФ в отношении таких деяний, как клевета (ст. 129), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), заведомо ложная реклама (ст. 182), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), и другие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_51100_otvetstvennost-za-pravonarusheniya-v-informatsionnoy-sfere.html

Проблемы юридической ответственности в информационной сфере

Современное поистине революционное состояние общества в информационной сфере привело к необходимости переосмысления значимости, влияния на современную жизнь информационных технологий, выработки мер и способов эффективного правового регулирования и защиты законного оборота информации.

Информационная сфера представляет собой сложно организованную систему, и урегулировать ее нормами одной отрасли права невозможно — законодатель стремится регламентировать правоотношения, нормами различных отраслей: гражданского, административного, уголовного, информационного и др.

Различные субъекты информационного общества в ходе осуществления информационных процессов преследуют различные цели — познавательные, политические, экономические. Однако не всегда достижение поставленных задач осуществляется законным путем. Свойства самой информации, ее получения, использования и распространения обусловливают появление ранее неизвестных науке и практике видов преступных посягательств и способов их совершения. Особенно опасны противоправные деяния с информацией, находящейся в сфере государственного и муниципального управления. Такая информация несет значительную управленческо-правовую нагрузку, так как является средством фиксации значимых юридических фактов, оказывает влияние на совершение властных операций, дозволяя и управомочивая.

Читайте так же:  Универсальная электронная карта предназначена используется для

При большом объеме и разнообразии информационных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена различными отраслями права, информационные правонарушения имеют свои рамки.

Статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает, что нарушение требований закона влечет за собой дисциплинарную, граж-данско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основываясь на этой норме, считаем возможным все информационные правонарушения в сфере публичного управления классифицировать и объединить в самостоятельную категорию.

Во-первых, это информационные правонарушения в сфере публичного управления, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Статья 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гласит, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему, в частности, запрещается:

  • — разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 9);
  • — допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замешает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (п. 10);
  • — использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума (п. 12);
  • — публично выражать отношение к политической партии, другому общественному объединению, религиозному объединению и иной организации в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13).

Если в указанных деяниях гражданского служащего не будет установлен состав административного правонарушения или преступления, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 57 указанного Закона. В ней определено, что за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.

Дополнительно в ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сказано, что гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Следует учитывать, что в случае увольнения лицо уже не является гражданским служащим, поэтому к нему не могут быть применены дисциплинарные взыскания, а лишь уголовная, административная и иная ответственность.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в ст. 14 содержит практически аналогичные запреты в сфере информации для муниципальных служащих:

  • — разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • — допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
  • — использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • — публично выражать отношение к политической партии, религиозному и другому общественному объединению в качестве муниципального служащего.

Для муниципальных служащих ст. 27 данного Закона установлена несколько иная дисциплинарная ответственность: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы.

Часть 3 ст. ст. 14 указанного Закона гласит, что гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Во-вторых, есть информационные правонарушения в сфере публичного управления, за которые установлена гражданско-правовая ответственност ь.

Органы местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате своих незаконных действий (бездействия), в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления. Вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы муниципального образования.

Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Специальная норма (ст. 1069 ГК РФ) говорит, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Читайте так же:  Восстановление в вузе после академического отпуска

Е. М. Заболотских справедливо отмечает, что должностные лица органов местного самоуправления, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред в смысле ст. 1069 ГК РФ, ответственности перед физическими и юридическими лицами не несут. Требования о возмещении вреда в данном случае к ним применяться не могут, поскольку должностные лица не являются субъектами гражданского права. Согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. При незаконных действиях в сфере гражданского оборота за причиненные должностными лицами органов местного самоуправления убытки несет ответственность муниципальное образование (ст. 16 ГК РФ), а сам его чиновник может быть привлечен к материальной ответственности [1] .

Согласно ст. 238 ТК РФ работник (чиновник) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Случаи полной материальной ответственности установлены в ст. 243 ТК РФ.

Считаем, что на государственного или муниципального служащего может быть возложена материальная ответственность в полном размере возмещения причиненного ущерба в случае незаконного оборота информации, например в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную).

Таким образом, гражданско-правовая ответственность тесно связана с материальной ответственностью работника, предусмотренной трудовым законодательством. Поэтому можно выделить, в-третьих, информационные правонарушения в сфере публичного управления, за которые установлена материальная ответственность, предусмотренная трудовым правом.

В-четвертых, в ряде случаев можно говорить о конституционноправовой ответственности органов местного самоуправления за информационные правонарушения. Таковой Е. М. Заболотских считает досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий) [2] . Например, Закон Кировской области от 17 сентября 2005 г. № 360-30 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями области в сфере архивного дела» устанавливает, что основанием отзыва отдельных государственных полномочий Кировской области, в частности, может служить непредставление органами местного самоуправления отчетов об исполнении переданных им государственных полномочий.

В-пятых, это информационные правонарушения в сфере публичного управления, за которые установлена административная ответственность. Статья 2.1 КоАП РФ дает определение административного правонарушения: противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Специальная гл. 13 КоАП РФ предусматривает административные правонарушения в области связи и информации. Практически все из них могут быть совершены должностными лицами:

В-шестых, это информационные правонарушения в сфере публичного управления, за которые установлена уголовная ответственность.

В гл. 30 УК РФ собраны преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Объектом составов этих посягательств являются общественные отношения, охраняющие основы государственной власти, что нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

К информационным преступлениям в сфере публичного управления, на наш взгляд, можно отнести следующие составы преступлений из гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ:

  • — внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285 3 );
  • — отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);
  • — служебный подлог (ст. 292);
  • — незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292 1 ).

Субъектами указанных преступлений являются три категории лиц: должностные лица, государственные служащие, служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Глава 32 «Преступления против порядка управления» УК РФ также содержит ряд информационных преступлений:

  • — фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322 2 );
  • — фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322 3 ).

В целом согласно ст. 14 УК РФ преступлением является виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Считаем, что под информационными правонарушениями в сфере публичного управления следует понимать противоправные посягательства, в которых охраняемая официальная информация является предметом правонарушения либо использована как средство совершения правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/301813/pravo/problemy_yuridicheskoy_otvetstvennosti_informatsionnoy_sfere

Права нарушения в информационной сфере
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here