Содержание
Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
Информация об изменениях:
Статья 11 изменена с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ
Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.
Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 39
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона.
ГАРАНТ:
См. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденный приказом Минздрава России от 12 января 2017 г. N 3н
См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности, утвержденную приказом ФСБ России от 23 июня 2011 г. N 277
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
См. Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н
См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511
См. Протокол ведения больных. Судебно-психиатрическая экспертиза, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ 23 мая 2005 г.
См. Методические рекомендации «Лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности», утвержденные Минздравом РФ 2 апреля 2004 г.
См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденную приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347
Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.
Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.
Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Источник: http://base.garant.ru/12123142/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/
Подразделение судебной экспертизы
Структура и организация судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Структура и организация судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Министерство юстиции РФ имеет свою систему судебно-экспертных учреждений, в которой выполняются криминалистические и иные судебные экспертизы. Они в определенной степени дублируют компетенцию судебно-экспертных подразделений МВД.
Головным экспертным учреждением данного ведомства является Российский Федеральный центр судебных экспертиз (РФЦСЭ), занимающийся производством судебных экспертиз и проблемами разработки новых методик, подготовки специалистов и методическим контролем качества работы по линии Министерства юстиции. В настоящее время РФЦСЭ при Минюсте России проводит все первичные экспертизы для следственно-судебных органов Москвы и Московской области; наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации.
Помимо Федерального центра Минюст России имеет девять центральных лабораторий судебных экспертиз (Воронежский, Дальневосточный, Приволжский, Северо-Западный, Средне–Волжский, Уральский, Южный, Северо-Кавказский), в которых сосредоточены основные технические и профессиональные возможности экспертной службы ведомства. Задачами данных лабораторий является осуществление методического контроля, подготовка специалистов и выполнение сложных и повторных комиссионных экспертиз для территориального региона России. Распределены эти лаборатории с учетом экономических зон и каждая из них обслуживает определенный экономический (географический) регион. В этих лабораториях выполняется большинство криминалистических и иных судебных экспертиз из числа выполняемых в РФЦСЭ, а также проводится подготовка специалистов для судебно-экспертных учреждений Минюста региона и методический контроль качества работы. Для Северного Кавказа такая лаборатория функционирует в г. Ставрополь, которая именуется Северо-Кавказский региональный цент судебной экспертизы Минюста (СКРЦСЭ МЮ РФ).
Экспертные учреждения в виде лабораторий судебных экспертиз (ЛСЭ) МЮ РФ имеются в субъектах России. Некоторые ЛСЭ в своей зоне обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы, где выполняются наиболее актуальные для данного региона виды экспертиз. Как правило, это экспертизы документов, почерковедческие, трасологические, автотехнические, бухгалтерские, но могут быть и другие роды экспертиз.
Судебно-экспертные учреждения МЮ РФ вправе проводить несудебные экспертизы, или как они указаны в ФЗ ГСЭД «экспертные исследования» по обращениям физических и юридических лиц. Производство таких работ оформляется соответствующими договорами и приложениями к ним.
Источник: http://lawpedia.ru/struktura-i-organizacija-sudebno-jekspertnyh-uchrezhdenij-minjusta-rossii/
Разделы:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Российский федеральный центр судебной экспертизы
при Министерстве юстиции Российской Федерации
Директор — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник юстиции России СМИРНОВА СВЕТЛАНА АРКАДЬЕВНА |
РФЦСЭ при Минюсте России является федеральным бюджетным учреждением. Целью деятельности Центра является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований.
Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации не является учредителем каких-либо государственных или негосударственных судебно-экспертных организаций, некоммерческих партнерств и др., в том числе «Палаты судебных экспертов» и входящих в нее организаций.
Основными задачами Центра являются:
- оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований;
- выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
Основными видами деятельности Центра являются:
- производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении;
- научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
- выпуск ведомственных изданий в области судебной экспертизы и обеспечение судебно-экспертных учреждений Минюста России научными и методическими материалами;
- подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждений Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.12.2019 № 319 ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему ФБУ Московская ЛСЭ Минюста России.
Территория обслуживания: г. Москва и Московская область.
Местонахождение: Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 4.
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: 109028, Москва, Хохловский переулок, дом 13, строение 2
Источник: http://www.sudexpert.ru/
Экспертно-криминалистические подразделения МВД
Функции судебно-экспертных учреждений в МВД РФ реализуют экспертно-криминалистические подразделения. Они организованы во всех республиканских столицах, краевых и областных центрах, крупных городах, в городах, поселках, станциях районного значения, административных районах крупных городов, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном транспорте. Экспертно-криминалистические подразделения выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственным органам внутренних дел; дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, техническое исследование документов (в том числе фототехнические и исследование денежных знаков), фоно- и видеофонографические, баллистические, портретные (в том числе по костным останкам человека), холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почв, ботанических объектов, авто-, пожаро- и взрывотехнические. Экспертизы проводятся экспертами органов внутренних дел с использованием методик, аппаратуры и других средств, принятых и признанных в отечественной и зарубежной судебно-экспретной практике.
Наряду с производством судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе. Кроме процессуальной деятельности они проводят в установленном законом порядке исследования по заданию оперативных сотрудников органов внутренних дел; ведут криминалистические учеты вещественных доказательств по нераскрытым преступлениям, в основном следов рук, ног, инструментов и других орудий взлома, стреляных боеприпасов, волокон, других объектов, фальшивых денег и поддельных документов, рецептов на наркотические и сильнодействующие лекарства и др.; создают и пополняют информационно-справочные натурные коллекции огнестрельного и холодного оружия, подошв обуви, фарного стекла, автомобильных шин, наркотических веществ и пр., различные банки информации, необходимые для проведения экспертиз и исследований.
Экспертно-криминалистические подразделения — Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России и экспертно-криминалистические управления, отделы и отделения — образуют единую самостоятельную службу, независимую от других служб органов внутренних дел, подчиняющуюся непосредственно руководству соответствующего органа внутренних дел. Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве, ведомственных нормативных актах МВД РФ. Так, право (обязанность) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, осуществлять предусмотренные законодательством учеты предметов закреплено в Законе о милиции от 18 апреля 1991г. (ст. 10, п. 12; ст. 11, п. 14), регламентация деятельности службы—в Приказе МВД России № 261 от 1 июня 1993г. и приложенных к нему Наставлении, Положении о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России, инструкции по учетам, Типовом положении об экспертно-криминалистическом управлении (отделе) и др.
Служба централизованна, имеет три основных и два промежуточных структурных звена. При этом по вертикали осуществляется организационно-методическое руководство профессиональной деятельностью службы, по горизонтали — организационное управление со стороны руководства органов внутренних дел. Все формы и виды управления исключают вмешательство в процессуальную деятельность сотрудников службы. Ревизия заключений экспертов недопустима, что гарантируется уголовно-процессуальным законом, структурной независимостью экспертно-криминалистических подразделений от других служб и ведомств органов внутренних дел. При необходимости проверка выводов экспертов предпринимается в обычном, установленном законом порядке — путем назначения повторной экспертизы.
Высшее звено службы — ЭКЦ МВД России осуществляет организационно-методическое, а при необходимости и научно-методическое руководство деятельностью нижестоящих экспертно-криминалистических подразделений, организует и проводит профессиональную подготовку экспертов-естественников, фоно-, видеофоноскопистов и др.; организует повышение квалификации, переподготовку руководителей и экспертов экспертно-криминалистических подразделений, осуществляет контроль качества профессиональной подготовки и деятельности экспертов — сотрудников экспертно-криминалистических подразделений. При ЭКЦ МВД России работает экспертно-квалификационная комиссия рассматривающая качество профессиональной подготовки экспертов при производстве экспертиз и имеющая право предоставлять допуски к выполнению экспертиз по родам и видам, принятым в органах внутренних дел; действуют Научно-методический и Ученый советы, рассматривающие наиболее важные вопросы научной, практической деятельности экспортно-криминалистической службы.
В ЭКЦ МВД России выполняются все виды судебных экспертиз, принятых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России (первичные сложные, повторные экспертизы — по поручению следователей МВД России; повторные сложные — следователей периферийных органов внутренних дел).
Для информационного обеспечения производства экспертиз в ЭКЦ МВД России ведутся учеты стреляных боеприпасов — пуль и гильз к нарезному огнестрельному оружию, изъятых с мест нераскрытых преступлений; фальшивых денег и поддельных документов; коллекции огнестрельного оружия и иных криминалистических объектов.
Наряду с этим ЭКЦ МВД России является научно-исследовательским учреждением экспертно-криминалистического профиля.
Среднее звено службы представляют экспертно-криминалистические управления (отделы) республиканских, краевых, областных, Москвы и Санкт-Петербурга, городских, районных транспортных органов внутренних дел. На этом уровне в подразделениях проводятся все виды судебных экспертиз по принятому в органах внутренних дел профилю, а также все виды экспертно-криминалистической деятельности.
Ряд экспертно-криминалистических подразделений этой цепи — базовых — выполняет функции межрегиональных экспертных подразделений. Они производят экспертизы как для региона дислокации, так и для «куста» обслуживаемых регионов. В качестве базовых по естественно-научным и инженерно-техническим экспертизам нормативно определены экспертно-криминалистические подразделения ГУВД, УВД в городах: Санкт-Петербурге, Ставрополе, Хабаровске, Екатеринбурге, Волгограде, Иркутске, Липецке, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Туле, Челябинске, Ярославле.
В подразделениях среднего звена ведутся региональные учеты следов и других вещественных доказательств, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также созданы информационно-справочные коллекции объектов, обычно выступающих в качестве вещественных доказательств в данном регионе; осуществляется работа по обеспечению следственных действий с участием специалистов.
Экспертно-криминалистические подразделения среднего звена ведут организационно-методическую работу, первичную профессиональную подготовку сотрудников нижестоящих подразделений. Подразделения этого звена имеют устойчивую тенденцию развития — укрепление профессионального ядра, материально-технического и организационного обеспечения.
Первичное звено службы составляют Экспертно-криминалистические подразделения (отделы, отделения, группы или лаборатории) органов внутренних дел в городах областного и районного подчинения, районах городов, а также на железнодорожном транспорте. В них проводятся за некоторым исключением лишь традиционные криминалистические экспертизы, в основном дактилоскопические, трасологические, технического исследования документов и холодного оружия, диагностические — огнестрельного оружия, реже почерковедческие, баллистические идентификационные и сложные экспертизы иных видов, которые обычно выполняются в подразделениях среднего звена.
Ряд подразделений — межрайонные криминалистические лаборатории создаются либо для полного экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов, не имеющих в своем составе соответствующих подразделений, либо для выполнения отдельных видов экспертно-криминалистической работы (выезды на места происшествий, производство отдельных видов экспертиз) по поручению органов, возможности экспертно-криминалистических подразделений которых ограничены. Межрайонный лаборатории организуются в составе существующих районных криминалистических подразделений, организационно подчиняются начальнику экспертно-криминалистического подразделения места дислокации.
Тенденции развития этого звена: укрепление штатной численности, материально-технической базы, повышение профессионального уровня экспертов, достижение полного перечня выполняемых традиционных криминалистических экспертиз.
Наряду с экспертной работой межрайонными лабораториями ведутся учеты следов и других вещественных доказательств, изымаемых с мест нераскрытых преступлений, работа по применению экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью на территории (дороге), закрепленной за ГРОВД, ОВДТ.
В экспертно-криминалистической службе отработана система повышения профессионального уровня экспертов и качества экспертиз: каждый эксперт, выполняющий экспертизы, должен иметь свидетельство на право производства определенного вида экспертизы. Для этого он должен пройти подготовку по специальной программе, стажировку, выдержать необходимые экзамены и при наличии положительных заключений по их результатам представить документы на рассмотрение экспертно-квалификационной комиссии ЭКЦ МВД России, имеющей право выдать свидетельство единой формы.
По ряду традиционных видов криминалистических экспертиз право допуска представлено крупным экспертно-криминалистическим подразделениям (в Москве, Санкт-Петербурге и др.). Правом предоставления допусков к производству всех видов традиционных криминалистических экспертиз наделены школы МВД России экспертного профиля в Волгограде, Саратове, Москве. Экспертная подготовка является многоступенчатой (первоначальная — повышение квалификации, стажировка) и ведется как в органах МВД, так и в специальных экспертных школах — Волгоградской и Саратовской высших школах, Московской специальной средней школе на базе юридического образования, курсах повышения квалификации при школах, специальных курсах первоначальной подготовки экспертов (г. Калуга); ежегодно проводятся десятки семинаров, стажировок по освоению экспертных методик, разработана система самостоятельной подготовки экспертов под руководством экспертов-наставников.
Одним из важнейших направлений организационно-методического руководства службой является повышение качества заключений экспертов, соблюдение принципа законности в экспертной деятельности подразделений, отдельных сотрудников. При этом используются обычные управленческие механизмы — контроль и оказание помощи вышестоящими подразделениями подчиненным, а также рецензирование заключений.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Научно-исследовательская работа выполняется в основном ЭКЦ МВД России, что традиционно ведет начало от НИИ криминалистики Главного управления милиции МВД СССР, прямым наследником которого ЭКЦ является. В настоящее время научно-исследовательская работа осуществляется коллективом профессионально подготовленных научных сотрудников и экспертов, среди которых два доктора, 30 кандидатов юридических и базовых для судебно-экспертной деятельности наук. Известны их приоритетные работы по судебной баллистике и экспертизе холодного оружия, одорологической экспертизе, идентификации личности по магнитным записям, портретной экспертизе, дактилоскопии, трасологии, исследованию веществ и материалов, экспертизе наркотических веществ, фальшивых денег, биологических объектов, в частности идентификации личности по крови (ДНК-идентификация), восстановлению лица по черепу, организации и методологии криминалистической экспертизы (криминалистической идентификации, диагностике и др.). Ежегодно заканчиваются исследования по 15— 20 темам НИР, издается около 30 отдельных публикаций; общий объем печатной продукции более 150 печатных листов тиражом 40—50 тыс. экземпляров. Периодически издается сборник «Экспертная практика».
Экспертно-криминалистические подразделения МВД России, ведущие свою историю с марта 1919 г., достаточно авторитетны у следственных и судебных органов: ежегодно через суды проходит более полумиллиона уголовных дел, по которым экспертизы проводились экспертами органов внутренних дел, более 750 тыс. дел, при расследовании которых сотрудники участвовали в качестве специалистов.
Постоянно укрепляется профессиональное ядро службы, которая более чем наполовину состоит из экспертов высшей квалификации, четверо из каждых пяти экспертов имеют стаж экспертной работы более трех лет. Непрерывно, с учетом современных потребностей, укрепляется штатная численность, совершенствуется материально-техническая база экспертной работы.
Расширение гласности, открытости уголовного процесса существенно повышает роль судебной экспертизы, предъявляет высокие требования к экспертам органов внутренних дел, на долю которых приходится более 80% всех производимых по уголовным делам криминалистических экспертиз. В связи с этим приоритетной перспективой на ближайшее время является дальнейшее повышение профессионального уровня, качества экспертиз, укрепление материально-технической базы экспертно-криминалистических подразделений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/19_326855_ekspertno-kriminalisticheskie-podrazdeleniya-mvd.html
Система судебно-экспертных учреждений России
Судебные экспертизы
Экспертизы могут проводиться любым лицом, которое имеет все необходимые знания, или же специальными экспертными учреждениями. Основные учреждения экспертного характера России находятся в определенной системе органов внутренних дел, здравоохранения, а также юстиции.
Центральное руководство подразделений экспертной направленности органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.
В структуру ЭКЦ входят:
- организационно-методическое управление, которое включает в себя специальные отдел организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений;
- технико-криминалистического, методического, информационного, технической автоматизации и обеспечения деятельности эксперта, а также технико-криминалистического обеспечения;
- пулегильзотека федерального характера МВД России;
- отделы экспертиз криминалистической направленности, а также исследований;
- лаборатория научно-исследовательского характера.
Замечание 1
Помимо этого, подразделения экспертного уровня на местах входят в определенную структуру управлений регионального характера или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов Российской Федерации и городов с достаточно большим населением.
Судебно-экспертные учреждения
Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет федеральный центр России занимающися судебной экспертизой (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экпертными учреждениям данной системы являются: определенные региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Определенные лаборатории судебной экспертизой в городах своей зоны обслуживания имеют какие-либо филиалы или же специальные группы экспертного характера.
Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-психиатрических, а также судебно-медицинских подразделений. Бюро экспертизы судебно-медицинского характера есть в определенных крупных городах, краях, областях и республиках России. Качество судебно-медицинских экспертиз должны контролироваться, а такие обязанности возложены на главных межрайонных, районных и городских судебно-медицинских экспертов. В организационно-методическом, а также научно-практическом отношении бюро экспертизы судебно-медицинского характера подчиняется Главному судебно-медицинскому эксперту. Главным учреждением, которое осуществляет методическое и научное руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.
К процессу производства судебно-медицинских экспертиз можно привлекать доцентов, профессоров, преподавателей кафедр и курсов судебной медицины медицинских университетов и институтов, а также специалистов из здравоохранительных учреждений.
Система органов
Что касается системы органов, то тут здравоохранение Российской Федерации тоже занимается осуществлением судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторно и стационарно). Судебно-психиатрические экспертизы стационарного характера проводятся в определенных судебно-психиатрических палатах, а также отделениях психиатрических стационаров или же общих отделениях больниц психиатрической направленности. А амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (включая посмертные и заочные) проводятся специально создаваемыми для этих целей психиатрическими экспертными комиссиями, которые осуществляют свои функции при психоневрологических или психиатрических учреждениях. Состав персонального типа комиссии (который состоит не менее чем из трех человек, а именно специалистов своего дела) каждый год утверждается здравоохранительным органом (края, республики, области, крупного города).
Руководство научно-методической деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе всероссийского характера возложено на Государственный научныйы центр судебной и социальной психиатрии имени В. П. Сербского.
Руководство организационно-методического характера психиатрическими, а также психоневрологическими учреждениями, включая судебно-психиатрические экспертные комиссии возложено на главного психиатра управления медициной региона.
Существуют специальные государственные судебно-экспертные учреждения, помимо этого, в Минобороне, ФСБ, ФТС, ФСКН России.
В последние годы в России была создана определенная сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, экспертных центров, а также лабораторий.
Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/sistema-sudebno-ekspertnyh-uchrezhdenij-rossii/
Система судебно-экспертных учреждений
Экспертизы могут проводиться любым лицом, обладающим специальными знаниями, или экспертными учреждениями. Основные экспертные учреждения в России находятся в системах органов внутренних дел, юстиции и здравоохранения.
Центральное руководство экспертными подразделениями органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.
В структуру ЭКЦ входят: организационно-методическое управление, включающее в себя отделы организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений, методического, технико-криминалистического, информационного, технического обеспечения и автоматизации экспертной деятельности, технико-криминалистического обеспечения; федеральная пулегильзотека МВД России; отделы криминалистических экспертиз и исследований; научно-исследовательская лаборатория.
Кроме того, экспертные подразделения на местах входят в структуру региональных управлений или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов РФ и крупных городов.
Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются: региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Некоторые ЛСЭ в городах своей зоны обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы.
Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических подразделений. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту. Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.
К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения.
В системе органов здравоохранения РФ также осуществляются судебно-психиатрические экспертизы (стационарно и амбулаторно). Стационарные судебно-психиатрические экспертизы проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров или общих отделениях психиатрических больниц. Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (в том числе заочные и посмертные) проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических или психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) ежегодно утверждается органом здравоохранения (республики, края, области, крупного города)-
Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров во всероссийском масштабе возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.
Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на главного психиатра медицинского управления (органа здравоохранения) региона.
Государственные судебно-экспертные учреждения существуют, кроме того, в Минобороны, ФТС, ФСБ, ФСКН России.
В последние годы в России создана сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, лабораторий и экспертных центров.
Источник: http://studme.org/150211197487/pravo/sistema_sudebno-ekspertnyh_uchrezhdeniy
Структура бюро судебно-медицинской экспертизы
Структура бюро судебно-медицинской экспертизы подчинена решению задач производства судебно-медицинской экспертизы и вопросов, поставленных перед судебно-медицинским экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем. В структуре территориального БСМЭ предусмотрено наличие экспертных подразделений по производству почти всех родов (видов) судебно-медицинских экспертиз, включенных в базовый Перечень, утверждаемый Минздравом России (рис. 3.6).
Структурные подразделения БСМЭ образуют с учетом решаемых задач и объектов исследования, направляемых в конкретный отдел (отделение, лабораторию) БСМЭ для проведения экспертных исследований и дачи заключения судебно-медицинского эксперта. Четкое распределение функций между структурными подразделениями позволяет руководителю БСМЭ и лицу, назначившему судебно-медицинскую экспертизу, легко ориентироваться при направлении объектов для исследований и организации производства разных родов (видов) судебно-медицинских экспертиз в одноименных структурных подразделениях БСМЭ.
Типовая структура БСМЭ предусматривает следующие экспертные, лабораторные, методические и территориально обособленные структурные подразделения:
- 1) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов (танатологический отдел);
- 2) отдел судебно-медицинской экспертизы в отношении живых лиц: потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц (судебно-медицинская амбулатория);
- 3) отдел сложных экспертиз (отдел экспертизы по материалам дела);
- 4) отдел экспертизы вещественных доказательств (судебно- медицинская лаборатория), который включает следующие лабораторные структурные подразделения:
- – судебно-гистологический отдел (отделение, лаборатория; может входить в структуру танатологического отдела);
- – медико-криминалистический отдел (отделение, лаборатория);
- – судебно-медицинская спектральная лаборатория (может входить в структуру медико-криминалистического или судебнохимического отдела);
- – судебно-биологический отдел (отделение, лаборатория);
Рис. 3.6. Типовая структура бюро судебно-медицинской экспертизы
- – судебно-медицинская молекулярно-генетическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
- – судебно-медицинская цитологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
- – судебно-химический отдел (отделение, лаборатория);
- – судебно-медицинская химико-токсикологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
- – судебно-медицинская биохимическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
- 5) организационно-методический отдел, который включает следующие методические структурные подразделения:
- – отделение внедрения медицинских технологий;
- – отделение программного и математического обеспечения;
- – отделение (кабинет) по работе с жалобами и обращениями;
- – отделение (кабинет) медицинской статистики;
- 6) отдел координации работы территориально обособленных структурных подразделений (институт зональных экспертов);
- 7) отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС (ОСМО ЧС):
- – бригады быстрого реагирования (являются временными формированиями на случай возникновения ЧС);
- 8) территориально обособленные структурные подразделения – районные, межрайонные и городские СМО (организуются с учетом фактического объема выполняемой работы, отдаленности от БСМЭ и т.д.).
При БСМЭ создается методический совет, являющийся совещательным органом при руководителе БСМЭ.
Основными задачами методического совета являются:
- • содействие в улучшении организации и качества производства судебно-медицинских экспертиз;
- • внедрение в экспертную практику новых методов и методик экспертных исследований, новых судебно-медицинских технологий;
- • внедрение методов научной организации труда;
- • повышение деловой квалификации специалистов БСМЭ.
Основные формы деятельности методического совета состоят из заседаний, па которых рассматриваются и обсуждаются:
На заседаниях методического совета БСМЭ рассматриваются и другие вопросы, связанные с основными задачами деятельности совета.
С учетом региональных особенностей в БСМЭ допускается организация иных структурных подразделений. С середины 90-х гг. прошлого века в связи с участившимися случаями ЧС и террористических актов, влекущих за собой многочисленные человеческие жертвы, в структуре РЦСМЭ и БСМЭ стали появляться временные формирования – отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и бригады быстрого реагирования.
На примере БСМЭ Московской области показано, что указанные формирования включены в схему оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Схема оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области
Основными функциями ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ являются:
- – координация работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ в очаге ЧС с многочисленными человеческими жертвами; взаимодействие со специалистами ТЦМК, сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
- – мониторинг готовности судебно-медицинской службы к работе в случаях ЧС;
- – обобщение результатов работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ по судебно-медицинскому обеспечению ликвидации последствий ЧС;
- – организационно-методическое руководство ОСМО ЧС и ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ;
- – научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз в очаге ЧС, включая разработку нормативных документов, регламентирующих порядок работы ОСМО ЧС и ББР;
- – профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов ОСМО ЧС и ББР; разработка критериев оценки их компетентности;
- – проведение региональных учений по отработке взаимодействия специалистов ББР и ТЦМК с сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
- – участие специалистов ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ в производстве судебно-медицинских экспертиз трупов и живых лиц в очаге ЧС.
Основными задачами ББР в режиме повышенной готовности являются:
- • отработка схемы оповещения личного состава ББР;
- • своевременное прибытие специалистов ББР к месту сбора;
- • создание условий, обеспечивающих устойчивую работу специалистов ББР;
- • осуществление телефонной и других видов связи с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России, СК РФ, ТЦМК, Минздравом Московской области, учреждениями областного и муниципального подчинения;
- • проверка укомплектованности медицинским инструментарием, спецодеждой личного состава ББР, убывающих в район ЧС.
Основными задачами ББР в режиме ЧС являются:
- – организационно-методическая, консультативная и практическая помощь в проведении медицинской сортировки, регистрации и приема трупов;
- – проведение экспертизы (исследования) трупов и живых лиц;
- – участие в опознании трупов;
- – выдача трупов для погребения;
- – подготовка биологического материала для хранения и передачи в соответствующие лаборатории ГБУЗ Московской области БСМЭ;
- – оперативно-информационная деятельность (персональный учет трупов или их частей, учет и контроль над правильным ведением и оформлением судебно-медицинской документации, подготовка информации для ежедневных докладов в штаб ЧС, координация с другими службами и ведомствами).
Формирование новых структурных подразделений послужило началом для создания теоретических основ производства судебно-медицинской экспертизы трупа и живых лиц в условиях ЧС с многочисленными человеческими жертвами. Отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и ББР являются структурными подразделениями РЦСМЭ и БСМЭ. Их состав формируется из числа высококвалифицированных специалистов, зачисленных на добровольной основе. Руководитель ОСМО ЧС назначается приказом по учреждению и отвечает за состояние готовности и выполнение задач, возложенных на ББР в условиях ЧС. Схема оповещения специалистов обеспечивает прибытие ББР в район ЧС не позднее 6–12 ч после получения информации о ЧС.
Специалисты ОСМО ЧС и ББР не только отрабатывали схемы взаимодействия со следователями СК РФ, специалистами ТЦМК и МЧС России во время учений (Суздаль, Екатеринбург, 2007), но и реально участвовали в судебно- медицинском обеспечении ликвидации последствий ЧС и террористических актов с многочисленными человеческими жертвами, произошедшими на территории России и за рубежом: теракты в Беслане (2004), «Невском экспрессе» (2009), Московском метрополитене (2010), аэропорту Домодедово (2011); цунами в Таиланде (2004); грузино-юго-осетинский конфликт (Республика Южная Осетия, 2008); падение пассажирских самолетов в Сочи (2006), Иркутске (2006), под Донецком (2006), в Самаре (2007), Перми (2008), под Смоленском (2010); дорожно-транспортные происшествия в Египте (2008), во Вьетнаме (2009), в Петушках Владимирской области (2009); техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (2009) и др.
В тех случаях, когда в ГСЭУ БСМЭ, обслуживающем закрепленную территорию, невозможно производство судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием судебно-медицинского эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, ее производство может быть поручено другому ГСЭУ БСМЭ, либо негосударственному судебно-экспертному учреждению, либо частному судебно-медицинскому эксперту, либо иному сведущему лицу, не работающему в экспертном учреждении (например, преподавателю кафедры судебной медицины).
В определении (постановлении) о назначении судебно- медицинской экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований другому ГСЭУ БСМЭ, негосударственному судебно-экспертному учреждению либо конкретному лицу.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://studme.org/73097/meditsina/struktura_byuro_sudebno-meditsinskoy_ekspertizy
15 лет юридической практики