Подразделение судебной экспертизы

Информационная поддержка по теме: "Подразделение судебной экспертизы" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Информация об изменениях:

Статья 11 изменена с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 39

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденный приказом Минздрава России от 12 января 2017 г. N 3н

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности, утвержденную приказом ФСБ России от 23 июня 2011 г. N 277

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

См. Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511

См. Протокол ведения больных. Судебно-психиатрическая экспертиза, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ 23 мая 2005 г.

См. Методические рекомендации «Лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности», утвержденные Минздравом РФ 2 апреля 2004 г.

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденную приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Подразделение судебной экспертизы

Структура и организация судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Структура и организация судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Министерство юстиции РФ имеет свою систему судебно-экспертных учреждений, в которой выполняются криминалистические и иные судебные экспертизы. Они в определенной степени дублируют компетенцию судебно-экспертных подразделений МВД.

Головным экспертным учреждением данного ведомства является Российский Федеральный центр судебных экспертиз (РФЦСЭ), занимающийся производством судебных экспертиз и проблемами разработки новых методик, подготовки специалистов и методическим контролем качества работы по линии Министерства юстиции. В настоящее время РФЦСЭ при Минюсте России прово­дит все первичные экспертизы для следственно-судебных ор­ганов Москвы и Московской области; наиболее сложные и по­вторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации.

Помимо Федерального центра Минюст России имеет девять центральных лабораторий судебных экспертиз (Воронежский, Дальневосточный, Приволжский, Северо-Западный, Средне–Волжский, Уральский, Южный, Северо-Кавказский), в которых сосредоточены основные технические и профессиональные возможности экспертной службы ведомства. Задачами данных лабораторий является осуществление методического контроля, подготовка специалистов и выполнение сложных и повторных комиссионных экспертиз для территориального региона России. Распределены эти лаборатории с учетом экономических зон и каждая из них обслуживает определенный экономический (географический) регион. В этих лабораториях выполняется большинство криминалистических и иных судебных экспертиз из числа выполняемых в РФЦСЭ, а также проводится подготовка специалистов для судебно-экспертных учреждений Минюста региона и методический контроль качества работы. Для Северного Кавказа такая лаборатория функционирует в г. Ставрополь, которая именуется Северо-Кавказский региональный цент судебной экспертизы Минюста (СКРЦСЭ МЮ РФ).

Читайте так же:  Жалоба на определение арбитражного суда подается

Экспертные учреждения в виде лабораторий судебных экспертиз (ЛСЭ) МЮ РФ имеются в субъектах России. Некоторые ЛСЭ в своей зоне обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы, где выполняются наиболее актуальные для данного региона виды экспертиз. Как правило, это экспертизы документов, почерковедческие, трасологические, автотехнические, бухгалтерские, но могут быть и другие роды экспертиз.

Судебно-экспертные учреждения МЮ РФ вправе проводить несудебные экспертизы, или как они указаны в ФЗ ГСЭД «экспертные исследования» по обращениям физических и юридических лиц. Производство таких работ оформляется соответствующими договорами и приложениями к ним.

Источник: http://lawpedia.ru/struktura-i-organizacija-sudebno-jekspertnyh-uchrezhdenij-minjusta-rossii/

Разделы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Российский федеральный центр судебной экспертизы
при Министерстве юстиции Российской Федерации

Директор — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник юстиции России
СМИРНОВА СВЕТЛАНА АРКАДЬЕВНА

РФЦСЭ при Минюсте России является федеральным бюджетным учреждением. Целью деятельности Центра является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований.

Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации не является учредителем каких-либо государственных или негосударственных судебно-экспертных организаций, некоммерческих партнерств и др., в том числе «Палаты судебных экспертов» и входящих в нее организаций.

Основными задачами Центра являются:

  • оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований;
  • выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Основными видами деятельности Центра являются:

  • производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении;
  • научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
  • выпуск ведомственных изданий в области судебной экспертизы и обеспечение судебно-экспертных учреждений Минюста России научными и методическими материалами;
  • подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждений Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.12.2019 № 319 ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему ФБУ Московская ЛСЭ Минюста России.

Территория обслуживания: г. Москва и Московская область.
Местонахождение: Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 4.
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: 109028, Москва, Хохловский переулок, дом 13, строение 2

Источник: http://www.sudexpert.ru/

Экспертно-криминалистические подразделения МВД

Функции судебно-экспертных учреждений в МВД РФ реализуют экспертно-криминалистические подразделения. Они организованы во всех республиканских столицах, краевых и областных центрах, крупных городах, в городах, поселках, станциях районного значения, административных районах крупных городов, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном транспорте. Экспертно-криминалистические подразделения выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственным органам внутренних дел; дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, техническое исследование документов (в том числе фототехнические и исследование денежных знаков), фоно- и видеофонографические, баллистические, портретные (в том числе по костным останкам человека), холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почв, ботанических объектов, авто-, пожаро- и взрывотехнические. Экспертизы проводятся экспертами органов внутренних дел с использова­нием методик, аппаратуры и других средств, принятых и признанных в отечественной и зарубежной судебно-экспретной практике.

Наряду с производством судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе. Кроме процессуальной деятельности они проводят в установленном законом порядке исследования по заданию оперативных сотрудников органов внутренних дел; ведут криминалистические учеты вещественных доказательств по нераскрытым преступлениям, в основном следов рук, ног, инструментов и других орудий взлома, стреляных боеприпасов, волокон, других объектов, фальшивых денег и поддельных документов, рецептов на наркотические и сильнодействующие лекарства и др.; создают и пополняют информационно-справочные натурные коллекции огнестрельного и холодного оружия, подошв обуви, фарного стекла, автомобильных шин, наркотических веществ и пр., различные банки информации, необходимые для проведения экспертиз и исследований.

Экспертно-криминалистические подразделения — Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России и экспертно-криминалистические управления, отделы и отделения — образуют единую самостоятельную службу, независимую от других служб органов внутренних дел, подчиняющуюся непосредственно руководству соответствующего органа внутренних дел. Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве, ведомственных нормативных актах МВД РФ. Так, право (обязанность) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, осуществлять предусмотренные законодательством учеты предметов закреплено в Законе о милиции от 18 апреля 1991г. (ст. 10, п. 12; ст. 11, п. 14), регламентация деятельности службы—в Приказе МВД России № 261 от 1 июня 1993г. и приложенных к нему Наставлении, Положении о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России, инструкции по учетам, Типовом положении об экспертно-криминалистическом управлении (отделе) и др.

Читайте так же:  Судебно психологическая экспертиза случай

Служба централизованна, имеет три основных и два промежуточных структурных звена. При этом по вертикали осуществляется организационно-методическое руководство профессиональной деятельностью службы, по горизонтали — организационное управление со стороны руководства органов внутренних дел. Все формы и виды управления исключают вмешательство в процессуальную деятельность сотрудников службы. Ревизия заключений экспертов недопустима, что гарантируется уголовно-процессуальным законом, структурной независимостью экспертно-криминалистических подразделений от других служб и ведомств органов внутренних дел. При не­обходимости проверка выводов экспертов предпринимается в обычном, установленном законом порядке — путем назначения повторной экспертизы.

Высшее звено службы — ЭКЦ МВД России осуществляет организационно-методическое, а при необходимости и научно-методическое руководство деятельностью нижестоящих экспертно-криминалистических подразделений, организует и проводит профессиональную подготовку экспертов-естественников, фоно-, видеофоноскопистов и др.; организует повышение ква­лификации, переподготовку руководителей и экспертов экспертно-криминалистических подразделений, осуществляет контроль качества профессиональной подготовки и деятельности экспертов — сотрудников экспертно-криминалистических подразделений. При ЭКЦ МВД России работает экспертно-квалификационная комиссия рассматривающая качество профессиональной подготовки экспертов при производстве экспертиз и имеющая право предоставлять допуски к выполнению экспертиз по родам и видам, принятым в органах внутренних дел; действуют Научно-методический и Ученый советы, рассматривающие наиболее важные вопросы научной, практической деятельности экспортно-криминалистической службы.

В ЭКЦ МВД России выполняются все виды судебных экспертиз, принятых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России (первичные сложные, повторные экспертизы — по поручению следователей МВД России; повторные сложные — следователей периферийных органов внутренних дел).

Для информационного обеспечения производства экспертиз в ЭКЦ МВД России ведутся учеты стреляных боеприпасов — пуль и гильз к нарезному огнестрельному оружию, изъятых с мест нераскрытых преступлений; фальшивых денег и поддельных документов; коллекции огнестрельного оружия и иных криминалистических объектов.

Наряду с этим ЭКЦ МВД России является научно-исследовательским учреждением экспертно-криминалистического профиля.

Среднее звено службы представляют экспертно-криминалистические управления (отделы) республиканских, краевых, областных, Москвы и Санкт-Петербурга, городских, районных транспортных органов внутренних дел. На этом уровне в подразделениях проводятся все виды судебных экспертиз по принятому в органах внутренних дел профилю, а также все виды экспертно-криминалистической деятельности.

Ряд экспертно-криминалистических подразделений этой цепи — базовых — выполняет функции межрегиональных экспертных подразделений. Они производят экспертизы как для региона дислокации, так и для «куста» обслуживаемых регионов. В качестве базовых по естественно-научным и инженерно-техническим экспертизам нормативно определены экспертно-криминалистические подразделения ГУВД, УВД в городах: Санкт-Петербурге, Ставрополе, Хабаровске, Екатеринбурге, Волгограде, Иркутске, Липецке, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Туле, Челябинске, Ярославле.

В подразделениях среднего звена ведутся региональные учеты следов и других вещественных доказательств, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также созданы информационно-справочные коллекции объектов, обычно выступающих в качестве вещественных доказательств в данном регионе; осуществляется работа по обеспечению следственных действий с участием специалистов.

Экспертно-криминалистические подразделения среднего звена ведут организационно-методическую работу, первичную профессиональную подготовку сотрудников нижестоящих подразделений. Подразделения этого звена имеют устойчивую тенденцию развития — укрепление профессионального ядра, материально-технического и организационного обеспечения.

Первичное звено службы составляют Экспертно-криминалистические подразделения (отделы, отделения, группы или лаборатории) органов внутренних дел в городах областного и районного подчинения, районах городов, а также на железнодорожном транспорте. В них проводятся за некоторым исключением лишь традиционные криминалистические экспертизы, в основном дактилоскопические, трасологические, технического исследования документов и холодного оружия, диагностические — огнестрельного оружия, реже почерковедческие, баллистические идентификационные и сложные экспертизы иных видов, которые обычно выполняются в подразделениях среднего звена.

Ряд подразделений — межрайонные криминалистические лаборатории создаются либо для полного экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов, не имеющих в своем составе соответствующих подразделений, либо для выполнения отдельных видов экспертно-криминалистической работы (выезды на места происшествий, производство отдельных видов экспертиз) по поручению органов, возможности экспертно-криминалистических подразделений которых ограничены. Межрайонный лаборатории организуются в составе существующих районных криминалистических подразделений, организационно подчиняются начальнику экспертно-криминалистического подразделения места дислокации.

Тенденции развития этого звена: укрепление штатной численности, материально-технической базы, повышение профессионального уровня экспертов, достижение полного перечня выполняемых традиционных криминалистических экспертиз.

Наряду с экспертной работой межрайонными лабораториями ведутся учеты следов и других вещественных доказательств, изымаемых с мест нераскрытых преступлений, работа по применению экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью на территории (дороге), закрепленной за ГРОВД, ОВДТ.

В экспертно-криминалистической службе отработана система повышения профессионального уровня экспертов и качества экспертиз: каждый эксперт, выполняющий экспертизы, должен иметь свидетельство на право производства определенного вида экспертизы. Для этого он должен пройти подготовку по специальной программе, стажировку, выдержать необходимые экзамены и при наличии положительных заключений по их результатам представить документы на рассмотрение экспертно-квалификационной комиссии ЭКЦ МВД России, имеющей право выдать свидетельство единой формы.

По ряду традиционных видов криминалистических экспертиз право допуска представлено крупным экспертно-криминалистическим подразделениям (в Москве, Санкт-Петербурге и др.). Правом предоставления допусков к производству всех видов традиционных криминалистических экспертиз наделены школы МВД России экспертного профиля в Волгограде, Саратове, Москве. Экспертная подготовка является многоступенчатой (первоначальная — повышение квалификации, стажировка) и ведется как в органах МВД, так и в специальных экспертных школах — Волгоградской и Саратовской высших школах, Московской специальной средней школе на базе юридического образования, курсах повышения квалификации при школах, специальных курсах первоначальной подготовки экспертов (г. Калуга); ежегодно проводятся десятки семинаров, стажировок по освоению экспертных методик, разработана система самостоятельной подготовки экспертов под руководством экспертов-наставников.

Читайте так же:  Заключение эксперта судебно медицинской экспертизы

Одним из важнейших направлений организационно-методического руководства службой является повышение качества заключений экспертов, соблюдение принципа законности в экспертной деятельности подразделений, отдельных сотрудников. При этом используются обычные управленческие механизмы — контроль и оказание помощи вышестоящими подразделениями подчиненным, а также рецензирование заключений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Научно-исследовательская работа выполняется в основном ЭКЦ МВД России, что традиционно ведет начало от НИИ криминалистики Главного управления милиции МВД СССР, прямым наследником которого ЭКЦ является. В настоящее время научно-исследовательская работа осуществляется коллективом профессионально подготовленных научных сотрудников и экспертов, среди которых два доктора, 30 кандидатов юридических и базовых для судебно-экспертной деятельности наук. Известны их приоритетные работы по судебной баллистике и экспертизе холодного оружия, одорологической экспертизе, идентификации личности по магнитным записям, портретной экспертизе, дактилоскопии, трасологии, исследованию веществ и материалов, экспертизе наркотических веществ, фальшивых денег, биологических объектов, в частности идентификации личности по крови (ДНК-идентификация), восстановлению лица по черепу, организации и методологии криминалистической экспертизы (криминалистической идентификации, диагностике и др.). Ежегодно заканчиваются исследования по 15— 20 темам НИР, издается около 30 отдельных публикаций; общий объем печатной продукции более 150 печатных листов тиражом 40—50 тыс. экземпляров. Периодически издается сборник «Экспертная практика».

Экспертно-криминалистические подразделения МВД России, ведущие свою историю с марта 1919 г., достаточно авторитетны у следственных и судебных органов: ежегодно через суды проходит более полумиллиона уголовных дел, по которым экспертизы проводились экспертами органов внутренних дел, более 750 тыс. дел, при расследовании которых сотрудники участвовали в качестве специалистов.

Постоянно укрепляется профессиональное ядро службы, которая более чем наполовину состоит из экспертов высшей квалификации, четверо из каждых пяти экспертов имеют стаж экспертной работы более трех лет. Непрерывно, с учетом современных потребностей, укрепляется штатная численность, совершенствуется материально-техническая база экспертной работы.

Расширение гласности, открытости уголовного процесса существенно повышает роль судебной экспертизы, предъявляет высокие требования к экспертам органов внутренних дел, на долю которых приходится более 80% всех производимых по уголовным делам криминалистических экспертиз. В связи с этим приоритетной перспективой на ближайшее время является дальнейшее повышение профессионального уровня, качества экспертиз, укрепление материально-технической базы экспертно-криминалистических подразделений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/19_326855_ekspertno-kriminalisticheskie-podrazdeleniya-mvd.html

Система судебно-экспертных учреждений России

Судебные экспертизы

Экспертизы могут проводиться любым лицом, которое имеет все необходимые знания, или же специальными экспертными учреждениями. Основные учреждения экспертного характера России находятся в определенной системе органов внутренних дел, здравоохранения, а также юстиции.

Центральное руководство подразделений экспертной направленности органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят:

  • организационно-методическое управление, которое включает в себя специальные отдел организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений;
  • технико-криминалистического, методического, информационного, технической автоматизации и обеспечения деятельности эксперта, а также технико-криминалистического обеспечения;
  • пулегильзотека федерального характера МВД России;
  • отделы экспертиз криминалистической направленности, а также исследований;
  • лаборатория научно-исследовательского характера.

Замечание 1

Помимо этого, подразделения экспертного уровня на местах входят в определенную структуру управлений регионального характера или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов Российской Федерации и городов с достаточно большим населением.

Судебно-экспертные учреждения

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет федеральный центр России занимающися судебной экспертизой (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экпертными учреждениям данной системы являются: определенные региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Определенные лаборатории судебной экспертизой в городах своей зоны обслуживания имеют какие-либо филиалы или же специальные группы экспертного характера.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-психиатрических, а также судебно-медицинских подразделений. Бюро экспертизы судебно-медицинского характера есть в определенных крупных городах, краях, областях и республиках России. Качество судебно-медицинских экспертиз должны контролироваться, а такие обязанности возложены на главных межрайонных, районных и городских судебно-медицинских экспертов. В организационно-методическом, а также научно-практическом отношении бюро экспертизы судебно-медицинского характера подчиняется Главному судебно-медицинскому эксперту. Главным учреждением, которое осуществляет методическое и научное руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.

К процессу производства судебно-медицинских экспертиз можно привлекать доцентов, профессоров, преподавателей кафедр и курсов судебной медицины медицинских университетов и институтов, а также специалистов из здравоохранительных учреждений.

Система органов

Что касается системы органов, то тут здравоохранение Российской Федерации тоже занимается осуществлением судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторно и стационарно). Судебно-психиатрические экспертизы стационарного характера проводятся в определенных судебно-психиатрических палатах, а также отделениях психиатрических стационаров или же общих отделениях больниц психиатрической направленности. А амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (включая посмертные и заочные) проводятся специально создаваемыми для этих целей психиатрическими экспертными комиссиями, которые осуществляют свои функции при психоневрологических или психиатрических учреждениях. Состав персонального типа комиссии (который состоит не менее чем из трех человек, а именно специалистов своего дела) каждый год утверждается здравоохранительным органом (края, республики, области, крупного города).

Руководство научно-методической деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе всероссийского характера возложено на Государственный научныйы центр судебной и социальной психиатрии имени В. П. Сербского.

Руководство организационно-методического характера психиатрическими, а также психоневрологическими учреждениями, включая судебно-психиатрические экспертные комиссии возложено на главного психиатра управления медициной региона.

Читайте так же:  Куда подается частная жалоба на судью

Существуют специальные государственные судебно-экспертные учреждения, помимо этого, в Минобороне, ФСБ, ФТС, ФСКН России.

В последние годы в России была создана определенная сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, экспертных центров, а также лабораторий.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/sistema-sudebno-ekspertnyh-uchrezhdenij-rossii/

Система судебно-экспертных учреждений

Экспертизы могут проводиться любым лицом, обладающим специальными знаниями, или экспертными учреждениями. Основные экспертные учреждения в России находятся в системах органов внутренних дел, юстиции и здравоохранения.

Центральное руководство экспертными подразделениями органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят: организационно-методическое управление, включающее в себя отделы организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений, методического, технико-криминалистического, информационного, технического обеспечения и автоматизации экспертной деятельности, технико-криминалистического обеспечения; федеральная пулегильзотека МВД России; отделы криминалистических экспертиз и исследований; научно-исследовательская лаборатория.

Кроме того, экспертные подразделения на местах входят в структуру региональных управлений или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов РФ и крупных городов.

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются: региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Некоторые ЛСЭ в городах своей зоны обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических подразделений. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту. Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.

К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения.

В системе органов здравоохранения РФ также осуществляются судебно-психиатрические экспертизы (стационарно и амбулаторно). Стационарные судебно-психиатрические экспертизы проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров или общих отделениях психиатрических больниц. Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (в том числе заочные и посмертные) проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических или психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) ежегодно утверждается органом здравоохранения (республики, края, области, крупного города)-

Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров во всероссийском масштабе возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на главного психиатра медицинского управления (органа здравоохранения) региона.

Государственные судебно-экспертные учреждения существуют, кроме того, в Минобороны, ФТС, ФСБ, ФСКН России.

В последние годы в России создана сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, лабораторий и экспертных центров.

Источник: http://studme.org/150211197487/pravo/sistema_sudebno-ekspertnyh_uchrezhdeniy

Структура бюро судебно-медицинской экспертизы

Структура бюро судебно-медицинской экспертизы подчинена решению задач производства судебно-медицинской экспертизы и вопросов, поставленных перед судебно-медицинским экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем. В структуре территориального БСМЭ предусмотрено наличие экспертных подразделений по производству почти всех родов (видов) судебно-медицинских экспертиз, включенных в базовый Перечень, утверждаемый Минздравом России (рис. 3.6).

Структурные подразделения БСМЭ образуют с учетом решаемых задач и объектов исследования, направляемых в конкретный отдел (отделение, лабораторию) БСМЭ для проведения экспертных исследований и дачи заключения судебно-медицинского эксперта. Четкое распределение функций между структурными подразделениями позволяет руководителю БСМЭ и лицу, назначившему судебно-медицинскую экспертизу, легко ориентироваться при направлении объектов для исследований и организации производства разных родов (видов) судебно-медицинских экспертиз в одноименных структурных подразделениях БСМЭ.

Типовая структура БСМЭ предусматривает следующие экспертные, лабораторные, методические и территориально обособленные структурные подразделения:

  • 1) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов (танатологический отдел);
  • 2) отдел судебно-медицинской экспертизы в отношении живых лиц: потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц (судебно-медицинская амбулатория);
  • 3) отдел сложных экспертиз (отдел экспертизы по материалам дела);
  • 4) отдел экспертизы вещественных доказательств (судебно- медицинская лаборатория), который включает следующие лабораторные структурные подразделения:
    • – судебно-гистологический отдел (отделение, лаборатория; может входить в структуру танатологического отдела);
    • – медико-криминалистический отдел (отделение, лаборатория);
    • – судебно-медицинская спектральная лаборатория (может входить в структуру медико-криминалистического или судебнохимического отдела);
    • – судебно-биологический отдел (отделение, лаборатория);

Рис. 3.6. Типовая структура бюро судебно-медицинской экспертизы

  • – судебно-медицинская молекулярно-генетическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
  • – судебно-медицинская цитологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
  • – судебно-химический отдел (отделение, лаборатория);
  • – судебно-медицинская химико-токсикологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
  • – судебно-медицинская биохимическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
  • 5) организационно-методический отдел, который включает следующие методические структурные подразделения:
    • – отделение внедрения медицинских технологий;
    • – отделение программного и математического обеспечения;
    • – отделение (кабинет) по работе с жалобами и обращениями;
    • – отделение (кабинет) медицинской статистики;
  • 6) отдел координации работы территориально обособленных структурных подразделений (институт зональных экспертов);
  • 7) отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС (ОСМО ЧС):
    • – бригады быстрого реагирования (являются временными формированиями на случай возникновения ЧС);
  • 8) территориально обособленные структурные подразделения – районные, межрайонные и городские СМО (организуются с учетом фактического объема выполняемой работы, отдаленности от БСМЭ и т.д.).

При БСМЭ создается методический совет, являющийся совещательным органом при руководителе БСМЭ.

Основными задачами методического совета являются:

  • • содействие в улучшении организации и качества производства судебно-медицинских экспертиз;
  • • внедрение в экспертную практику новых методов и методик экспертных исследований, новых судебно-медицинских технологий;
  • • внедрение методов научной организации труда;
  • • повышение деловой квалификации специалистов БСМЭ.
Читайте так же:  Стороны спора в гражданском процессе

Основные формы деятельности методического совета состоят из заседаний, па которых рассматриваются и обсуждаются:

На заседаниях методического совета БСМЭ рассматриваются и другие вопросы, связанные с основными задачами деятельности совета.

С учетом региональных особенностей в БСМЭ допускается организация иных структурных подразделений. С середины 90-х гг. прошлого века в связи с участившимися случаями ЧС и террористических актов, влекущих за собой многочисленные человеческие жертвы, в структуре РЦСМЭ и БСМЭ стали появляться временные формирования – отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и бригады быстрого реагирования.

На примере БСМЭ Московской области показано, что указанные формирования включены в схему оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Схема оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области

Основными функциями ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ являются:

  • – координация работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ в очаге ЧС с многочисленными человеческими жертвами; взаимодействие со специалистами ТЦМК, сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
  • – мониторинг готовности судебно-медицинской службы к работе в случаях ЧС;
  • – обобщение результатов работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ по судебно-медицинскому обеспечению ликвидации последствий ЧС;
  • – организационно-методическое руководство ОСМО ЧС и ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ;
  • – научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз в очаге ЧС, включая разработку нормативных документов, регламентирующих порядок работы ОСМО ЧС и ББР;
  • – профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов ОСМО ЧС и ББР; разработка критериев оценки их компетентности;
  • – проведение региональных учений по отработке взаимодействия специалистов ББР и ТЦМК с сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
  • – участие специалистов ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ в производстве судебно-медицинских экспертиз трупов и живых лиц в очаге ЧС.

Основными задачами ББР в режиме повышенной готовности являются:

  • • отработка схемы оповещения личного состава ББР;
  • • своевременное прибытие специалистов ББР к месту сбора;
  • • создание условий, обеспечивающих устойчивую работу специалистов ББР;
  • • осуществление телефонной и других видов связи с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России, СК РФ, ТЦМК, Минздравом Московской области, учреждениями областного и муниципального подчинения;
  • • проверка укомплектованности медицинским инструментарием, спецодеждой личного состава ББР, убывающих в район ЧС.

Основными задачами ББР в режиме ЧС являются:

  • – организационно-методическая, консультативная и практическая помощь в проведении медицинской сортировки, регистрации и приема трупов;
  • – проведение экспертизы (исследования) трупов и живых лиц;
  • – участие в опознании трупов;
  • – выдача трупов для погребения;
  • – подготовка биологического материала для хранения и передачи в соответствующие лаборатории ГБУЗ Московской области БСМЭ;
  • – оперативно-информационная деятельность (персональный учет трупов или их частей, учет и контроль над правильным ведением и оформлением судебно-медицинской документации, подготовка информации для ежедневных докладов в штаб ЧС, координация с другими службами и ведомствами).

Формирование новых структурных подразделений послужило началом для создания теоретических основ производства судебно-медицинской экспертизы трупа и живых лиц в условиях ЧС с многочисленными человеческими жертвами. Отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и ББР являются структурными подразделениями РЦСМЭ и БСМЭ. Их состав формируется из числа высококвалифицированных специалистов, зачисленных на добровольной основе. Руководитель ОСМО ЧС назначается приказом по учреждению и отвечает за состояние готовности и выполнение задач, возложенных на ББР в условиях ЧС. Схема оповещения специалистов обеспечивает прибытие ББР в район ЧС не позднее 6–12 ч после получения информации о ЧС.

Специалисты ОСМО ЧС и ББР не только отрабатывали схемы взаимодействия со следователями СК РФ, специалистами ТЦМК и МЧС России во время учений (Суздаль, Екатеринбург, 2007), но и реально участвовали в судебно- медицинском обеспечении ликвидации последствий ЧС и террористических актов с многочисленными человеческими жертвами, произошедшими на территории России и за рубежом: теракты в Беслане (2004), «Невском экспрессе» (2009), Московском метрополитене (2010), аэропорту Домодедово (2011); цунами в Таиланде (2004); грузино-юго-осетинский конфликт (Республика Южная Осетия, 2008); падение пассажирских самолетов в Сочи (2006), Иркутске (2006), под Донецком (2006), в Самаре (2007), Перми (2008), под Смоленском (2010); дорожно-транспортные происшествия в Египте (2008), во Вьетнаме (2009), в Петушках Владимирской области (2009); техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (2009) и др.

В тех случаях, когда в ГСЭУ БСМЭ, обслуживающем закрепленную территорию, невозможно производство судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием судебно-медицинского эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, ее производство может быть поручено другому ГСЭУ БСМЭ, либо негосударственному судебно-экспертному учреждению, либо частному судебно-медицинскому эксперту, либо иному сведущему лицу, не работающему в экспертном учреждении (например, преподавателю кафедры судебной медицины).

В определении (постановлении) о назначении судебно- медицинской экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований другому ГСЭУ БСМЭ, негосударственному судебно-экспертному учреждению либо конкретному лицу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/73097/meditsina/struktura_byuro_sudebno-meditsinskoy_ekspertizy

Подразделение судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here