Подготовка материалов для проведения судебной экспертизы

Информационная поддержка по теме: "Подготовка материалов для проведения судебной экспертизы" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Тактика назначения и производства судебной экспертизы

Понятие и классификация судебной экспертизы

Важнейшей процессуальной формой использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве является судебная экспертиза, сущность которой состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом (экспертом) предоставляемых в его распоряжение материальных объектов, а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий) с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказательств.

Экспертиза как процессуальное действие, проводимое и в ходе предварительного расследования, и в ходе судебного следствия, занимает, пожалуй, второе место после допроса по устанавливаемому объему информации и значимости в определении истины.

В специальной литературе мало освещен вопрос о тактике назначения, производства и использования результатов экспертиз как в ходе предварительного расследования, так и в ходе рассмотрения дела судом, хотя он представляет наибольший практический интерес.

Для исследования и совершенствования тактики рассматриваемого действия имеет значение характер поведения лиц, участвующих в процессе расследования, при назначении и проведении экспертиз. Судебная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее в проведении исследования, осуществляемого сведущим лицом по заданию следователя или суда в предусмотренном законом порядке, предоставленных ему объектов и иных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи соответствующего заключения.

Классификация судебных экспертиз:

  1. по характеру специальных знаний, используемых в судебных экспертизах, их принято разделять на классы, роды и виды205;
  2. по объему исследования — основные и дополнительные;
  3. по последовательности проведения — первичные и повторные;
  4. по численности и составу исполнителей — единоличные, коллегиальные;
  5. по месту производства — производимые в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения;
  6. по принципу обязательности проведения — обязательные (круг случаев предусмотрен в ст. 196 УПК РФ); необязательные, назначаемые по усмотрению следователя;
  7. в зависимости от состава участников — с участием следователя; с участием следователя, обвиняемого (подозреваемого), защитника; без участия названных лиц.

Тактика назначения судебной экспертизы

В рамках подготовки к производству экспертизы следователь прежде всего решает вопрос о целесообразности ее назначения. Данное решение должно приниматься с учетом того, что если при расследовании можно применять помощь специалистов, то она должна быть использована максимально. После этого следователь должен решить ряд других организационных вопросов:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1) определить вид необходимой экспертизы и определить объекты, подлежащие экспертному исследованию. Решение этого вопроса предопределяется задачами расследования и в определенной степени конкретной следственной ситуацией. Но при этом должно учитываться и высказанное в литературе положение о том, что следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследования ограничиваться назначением традиционных, всем известных экспертиз. Знание возможностей современной науки, техники, творческий подход позволяют следователю использовать разнообразные и новые области специальных познаний. В определенных случаях нужно решить вопрос об обеспечении производства экспертизы образцами для сравнительного исследования;

2) определить и сформулировать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. Вопросы не могут быть правовыми и должны быть сформулированы четко и конкретно. Это очень важно, поскольку полнота и четкость выводов эксперта во многом зависят от правильности формулирования вопросов, подлежащих экспертному решению. В этих целях следователь может воспользоваться справочной литературой либо с помощью специалистов определить наиболее грамотную формулировку вопроса;

3) определить время производства экспертизы. На выбор времени проведения экспертизы влияют многие объективные факторы: особенности и состояния объектов, подлежащих исследованию; возможность утраты ими необходимых свойств и признаков; особые условия хранения некоторых видов объектов; соблюдение определенной последовательности в случае назначения нескольких экспертиз; особенности доставления необходимых материалов и лиц к месту производства экспертизы и т.д.;

4) выбрать соответствующее экспертное учреждение или конкретное лицо для производства экспертизы вне такого учреждения;

5) вынести постановление о производстве экспертизы и ознакомить с ним обвиняемого. Бланк постановления предусмотрен приложением 117 к ст. 476 УПК РФ. С учетом положений закона обвиняемый, подозреваемый (их защитник) и потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы и со всеми правами, предусмотренными ст. 198 УПК РФ. При принятии следователем (судом) решения о проведении экспертизы в отношении свидетеля и потерпевшего должно быть получено их согласие, за исключением случаев обязательного назначения судебной экспертизы. Для тактики назначения и производства экспертизы важно различать момент назначения экспертизы и момент объявления о ее проведении лицу, чьих интересов она касается. Момент назначения экспертизы фиксируется вынесением следователем соответствующего постановления. Момент ознакомления с ним «заинтересованного» лица должен быть отражен в материалах дела составлением протокола ознакомления с постановлением о назначении судебной экспертизы. Между ними может быть небольшой промежуток времени, обусловленный тактическим замыслом следователя.

Для определения тактически благоприятного момента назначения экспертизы и объявления об этом заинтересованному лицу следователю необходимо учитывать следственную ситуацию, сложившуюся в данном конкретном случае;

6) направить постановление о назначении экспертизы и материалы эксперту. При производстве в экспертном учреждении все направляется руководителю. Он выбирает конкретного эксперта и поручает ему производство (разъясняя права и ответственность). Назначая производство экспертизы вне экспертного учреждения, следователь самостоятельно вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.

На этапе производства экспертизы следователь обеспечивает участие в экспертизе лиц, подлежащих экспертному исследованию, решает вопрос о необходимости личного присутствия, а также вопрос о присутствии при производстве экспертизы подозреваемого, обвиняемого. В соответствии со ст. 197 УПК РФ следователь вправе присутствовать, получать разъяснения о проводимых действиях. Факт присутствия отражается в заключении эксперта.

Читайте так же:  Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству кратко

На заключительном этапе проведения экспертизы следователь должен получить и оценить заключение эксперта, ознакомить с ним соответствующих лиц.

Общая методика экспертного исследования

Процесс экспертного исследования состоит из нескольких (4-5) этапов. В ходе подготовительного этапа эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы и всеми материалами, предоставленными на экспертизу, уясняет вопросы, подлежащие разрешению, проверяет целостность упаковки объектов и определяет, все ли перечисленное в постановлении поступило от следователя. На этой стадии эксперт вправе возвратить постановление без исполнения, по причине того что представленных материалов недостаточно либо он не обладает достаточными знаниями для ее производства. Затем следуют исследовательские стадии.

Стадия детального (раздельного) исследования заключается в исследовании поступивших объектов, выделении, фиксации и изучении их признаков. В некоторых случаях возникает необходимость производства экспертного эксперимента, который является факультативной стадией и проводится, как правило, для получения образцов для сравнительного исследования, например стреляной гильзы, либо при неидентификационных экспертизах, когда необходимо проверить предположение о механизме образования следов, выяснить возможность каких-либо явлений и т.д. Затем следует сравнение.

Сравнительное исследование заключается в сравнении общих и частных признаков объектов, выделенных на стадии детального исследования.

На заключительной стадии экспертизы происходят формулировка выводов, оформление материалов и заключения эксперта. Выводы, к которым приходит эксперт, могут быть категорическими (положительными или отрицательными) либо вероятными (положительными и отрицательными). В выводах даются ответы на вопросы, поставленные следователем перед экспертом.

Оценка заключения эксперта

Заключение эксперта не имеет заранее установленной доказательственной силы. Как и любое иное доказательство по делу, оно подлежит оценке следователем (судом) с точки зрения относимости, допустимости, достоверности (ст. 88 УПК РФ).

Тщательная оценка заключения эксперта следователем необходима для исключения возможности отражения экспертной ошибки на ходе и результатах расследования, а также для исключения преднамеренного вмешательства эксперта в установление необходимых доказательств.

Оценка заключения эксперта позволяет проверить, отвечает ли данное заключение всем требованиям закона, предъявляемого к источнику доказательств, и можно ли использовать полученные выводы в качестве доказательств.

Оценка допустимости экспертного заключения предполагает проведение следователем анализа процессуального порядка назначения и производства экспертизы.

Достоверность заключения оценивается следователем с точки зрения его полноты и научной и методической обоснованности. В данном случае следователь анализирует, были ли сформулированы все ответы на поставленные вопросы, использовались ли действительно научные методики и т.д. При наличии недостаточно четких изложенных выводов эксперта следователь (суд) не только вправе допросить его по этому поводу, но и может попросить сделать дополнения к ранее данному заключению (если это не требует дополнительных исследований).

Оценка относимости заключения состоит в выявлении связи установленных экспертом данных с обстоятельствами, подлежащими доказыванию.

При положительном ответе на вопрос о допустимости, относимости и достоверности полученного заключения следователь приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем фактические данные достоверны и имеют значение для расследования.

В результате оценки заключения эксперта, в случае каких-либо неясностей или необоснованности, следователь может прийти к выводу о необходимости допроса эксперта с целью разъяснения либо уточнения заключения, а также о производстве повторной экспертизы; в случае возникновения дополнительных вопросов — дополнительной экспертизы.

Источник: http://be5.biz/pravo/k014/38.html

Конспекты юриста

Понятие и возможности автороведческой экспертизы. Подготовка материалов для экспертизы

Автороведческая экспертиза может проводиться как самостоятельное исследование, а может быть и составной частью комплексной экспертизы. Так, выводы комплексно проведенной автороведческой и почерковедческой экспертизы, дополняя друг друга, позволяют с большей уверенностью ответить на поставленный вопрос об исполнителе текста, если исполнитель и автор текста одно лицо.

Объектом автороведческого исследования могут являться как рукописные, так и печатные тексты, как оригиналы, так и ихкопии. На разрешение автороведческой экспертизы ставятся вопросы идентификационного, включая установление групповой принадлежности, и диагностического характера.

Идентификационные вопросы:

  • — является ли автором текста (фрагмента текста) конкретное лицо;
  • — является ли автором текста (фрагментов текста) нескольких документов одно и то же лицо;
  • — какова половая принадлежность автора текста, его возраст.

Диагностические вопросы:

  • — какое профессиональное образование автор получил, род его занятий;
  • — каков общий уровень грамотности автора текста; является ли язык, на котором составлен текст, для автора родным и т.д.;
  • — составлен ли текст с намеренным искажением письменноречевого навыка и др.

Считается, что объем текста, исследование которого позволяет ответить на поставленные перед автороведческой экспертизой вопросы, должен составлять не менее 500 слов. Возможности проведения автороведческой экспертизы могут иметь и иные ограничения. В частности, даже при наличии достаточного по объему текстового материала серьезные трудности могут возникнуть при установлении авторства отредактированных, технических и иных формализованных текстов, типовых документов, при составлении которых требуется придерживаться определенных правил (например, юридические документы).

В тех случаях когда на разрешение экспертизы поставлен вопрос о конкретном авторе текста, для ее проведения должны быть представлены сравнительные образцы: свободные и экспериментальные. В качестве свободных образцов могут быть использованы тексты, во-первых, сопоставимые с исследуемым текстом по признакам письменной речи (жанру письма и стилю изложения, использованным языковым средствам, лексическому разнообразию и фразеологическим особенностям текста); во- вторых, составленные именно проверяемым, а не иным лицом; в-третьих, количественно достаточные для того, чтобы речевой (интеллектуальный) навык проверяемого лица оценить как устойчивый.

Экспериментальные образцы представляют собой тексты, составленные проверяемым лицом специально для проведения экспертизы. Для этого ему предлагают написать сочинение на заданную тему в определенном стиле, жанре, с определенной целевой установкой, с использованием известных ему языковых средств, в том числе профессиональных или жаргонных терминов. Само собой разумеется, образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст.

Общее количество сравнительных образцов, представляемых на автороведческую экспертизу, должно быть не менее трех десятков страниц текста.

Методика проведения автороведческого исследования основана на общей методике криминалистической идентификации и криминалистической диагностики.

Читайте так же:  Нормативное постановление о судебных расходах

Во избежание ошибок при окончательном решении поставленных вопросов следует убедиться, что общие и частные признаки письменной речи, выявленные в исследуемом тексте, являются отображением интеллектуального навыка именно автора текста, а не тех, кто в силу возложенных на них функций внес в авторский текст соответствующие поправки и дополнения.

Диагностические исследования, проводимые для установления состояния либо распознавания иных свойств автора текста, также основаны на поэтапном изучении признаков письменной речи, в которых отобразились диагностируемые свойства автора. Эти выделенные в исследуемом тексте признаки сравниваются с одноименными эталонными (содержащимися в правилах письма) или заранее известными как проявления определенных свойств автора (с образцами текста проверяемого автора) признаками. По их совпадениям или различиям формулируется вывод.

Источник: http://www.law-student.ru/1042-ponyatie-i-vozmozhnosti-avtorovedcheskoy-ekspertizy-podgotovka-materialov-dlya-ekspertizy.html

Конспекты юриста

Подготовка материалов для судебно-фоноскопической экспертизы

Фоноскопическая экспертиза — вид экспертизы, исследующий звуковые следы для решения идентификационных и диагностических задач.

Объектами экспертизы будут:

  • 1. Материалы звукозаписи.
  • 2. Видео и звукозаписывающая или воспроизводящая аппаратура.

На производство экспертизы предоставляются: звуковые сигналы, зафиксированные на материальных носителях звуковой информации; технические средства для изготовления, фиксации или воспроизведения звуковой информации; образцы для сравнительного исследования (фонограммы); копия протокола следственного действия, в ходе которого были изъяты следы; копия постановления назначения фоноскопической экспертизы. Отправляется только оригинал записи или аппараты (даже сломанный).

Образцы для сравнительного исследования — это фонограмма речи определенных лиц.

Правила:

  • 1. Записи должны быть аналогичны тем, которые имели место при событии.
  • 2. Использовать аналогичную аппаратуру и записывать на аналогичный вид носителя.
  • 3. Записывать при полной тишине.
  • 4. Расположение микрофона на расстоянии 1,5 от рта говорящего; все источники посторонних шумов должны быть устранены; должен содержаться тот же текст, что-то на исследуемой фонограмме.
  • 5. Эксперту нужно сообщить как создавалась экспериментальная фонограмма (дата, время и место записи; модель примерной звукозаписывающей аппаратуры; план помещения, где изготавливалась фонограмма (с указанием дверей и окон); данные об изготовителе и исследуемом).

Вопросы эксперту:

  • 1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме речь определенному лицу?
  • 2. Каким лицам принадлежат фрагменты фонограммы звукозаписи?
  • 3. Принадлежит ли устная речь, зафиксированная на нескольких фонограммах, одному или нескольким лицам?

Источник: http://www.law-student.ru/1054-podgotovka-materialov-dlya-sudebno-fonoskopicheskoy-ekspertizy.html

Подготовка материалов для экспертного исследования

Судебно-техническая экспертиза документов, как и любой другой вид исследования проводится только после представления инициатором проведения экспертизы материалов, оформленных в соответствии с требованиями процессуального законодательства и Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 8 октября 1998 года № 53/5. Так, к экспертного учреждения следует направлять: постановление (определение) о назначении экспертизы и объекты исследования, а в случае необходимости — образцы для сравнительного исследования.

Подготовка материалов для судебно-технической экспертизы документов состоит из следующих стадий:

— осмотр документов-вещественных доказательств и определение задач исследования;

— привлечение специалиста на подготовительном этапе назначения экспертизы (в случае необходимости);

— выбор экспертного учреждения;

— при необходимости изъятия или отобрания сравнительных образцов;

— вынесения постановления о назначении судебно-технической экспертизы документов;

— упаковка материалов исследования и представление их в экспертное учреждение.

Осмотр документов-вещественных доказательств и определение задач исследования заключается в их изучении следователем с целью установления вида экспертизы и формирования задач эксперту. Документы направляются на исследования в том виде, в котором они были изъяты.

Документы-вещественные доказательства требуют особых правил обращения. Если на документе могут быть оставлены следы (пальцев рук, биологического происхождения и тому подобное), то работать следует в перчатках с пинцетом. Следует предохранять документ от действия света, влаги, высокой температуры, действия химических и механических факторов, поскольку это может привести к существенным изменениям их свойств. Такие документы нельзя подшивать без конверта к материалам уголовного производства, вносить любые изменения (помарки, проколы, подчеркивать слова, доклеивать фотографию и тому подобное), образовывать новые линии перегиба бумаги, подклеивать к обертки, сцеплять скрепками.

В случае возникновения необходимости в осмотре документа следователь должен также придерживаться определенных правил и проводит его как самостоятельную следственную (розыскной) действие. Такой осмотр состоит из двух стадий, в частности:

— действия, направленные на выявление факта интеллектуального подлога (эта стадия заключается в проведении грамматического и логического анализа документа в целом и его отдельных частей; устанавливается факт отнесения документа к определенному событию, правильность изложения в нем данных, сопоставление имеющихся дат и тому подобное);

— действия, направленные на выявление факта материального подлога (обнаруживаются явные признаки внесения изменений в текст документа: подчистки, дописки, травления, вклеивания и т. п). На этой стадии осмотра применяются органолептические (визуальные) и технические (инструментальные) методы изучения документов. Например, документ исследуется визуально при рассеянном, кососпрямованому освещении и напросвіт, а также с применением луп, микроскопов, светофильтров и тому подобное. Запрещается применять методы изучения документа, могут привести к его разрушению.

При формулировке задач исследования и выборе экспертного учреждения пользуются Инструкцией о назначении и проведении судебных экспертиз и Научно-методическими рекомендациями по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 8 октября 1998 года № 53/5.

По усмотрению инициатора проведения экспертизы при подготовке материалов для ее проведения может привлекаться специалист, например, для определения цели экспертизы и ее вида, формулировка задач или избрании экспертного учреждения, при получении образцов для сравнительного исследования и прочее.

в Соответствии с задачами судебно-технической экспертизе документов выделяют ориентировочный перечень вопросов, а именно:

1. Для установление особенностей изготовления печатных средств и их отпечатков: «Каким способом изготовлена представленная на исследование печатная форма?», «из одного набора (одним клише) напечатаны предоставленные на исследование документы?», «соответствует Ли документ действующим нормативам на его изготовление?», «Каким способом и с использованием каких технических средств изготовлен представленный документ?» и тому подобное.

Читайте так же:  Возмещение ущерба адвокатом

2. Для установления факта и способа внесения изменений в документ (подчистка, травление, дописка, переклейки фотографий, букв и т. п): «Или вносились в записи документа изменения? Если вносились, то каким способом и каково содержание первоначальных записей?», «переклеювалась в документе фотография?», «замінювались в документе листе?» и тому подобное.

3. Для выявления залитых, замазанных и других слабовидимих или невидимых текстов, текстов на обгоревших и сгоревших документах при условии, что бумага не превратился в пепел: «есть на обгоревших листах текст или изображение, если есть, то какой именно?», «Какой смысл залитого чернилами (закрашенного, загрязненного тому подобное) текста?», «каково содержание текста, выразившаяся в следах давления в записях на бумаге?» и тому подобное.

4. Для решения идентификационных задач: «не данным компостером сделано просечку?», «Каким печатным средством (тип, марка, модель) изготовлен текст в документе?», «нанесен оттиск печати (штампа) в предоставленном документе оттиска печати (штампа) представленного в качестве сравнительных образцов?», «не данным лицом напечатанный текст в документе?», «нарисовано бланк документа данным лицом?», «не вырезана печать в документе данным лицом?», «не есть буквы, найденные у данного лица, частью шрифтовой кассы (указывается гарнитура, кегль) данной типографии?» и тому подобное.

5. Определение относительной давности исполнения документа или его частей, а также последовательности нанесения штрихов, пересекающихся: «не выполнены (или не выполнены) данные документы (их части) в разное время?», «В какой последовательности выполнялись фрагменты документа (подпись, печать и печатный текст на второй странице)?» и тому подобное.

6. При исследовании материалов документа: «какого рода, вида (иной классификационной категории) относится материал документа (бумага, клеящее вещество, краска вещества штрихов записей и т. п)?», «имеют Ли общую родовую (групповую) принадлежность материалы документа с изъятыми материалами в определенном месте или лица?», «не принадлежат Ли данные листы бумаги разных партий выпуска?», «не написано текст краской из данной емкости?».

Инициатор проведения экспертизы (следователь, суд, адвокат, защитник и лица, самостоятельно защищающие свои интересы) на свое усмотрение может выбрать экспертное учреждение, в котором будет проводиться исследование. Это могут быть научно-исследовательские и другие учреждения судебных экспертиз Министерства юстиции Украины; экспертные службы Министерства МВД Украины и Министерства обороны Украины. Также не менее важным является выбор эксперта, которому будет поручено проведение экспертизы. Для этого следует выяснить данные о его специальности и компетенции.

в Зависимости от цели технического исследования документов экспертного учреждения следует отправлять сравнительный материал (образцы): свободные (образцы, созданные или полученные вне связи с расследуемым уголовным производством; по времени эти образцы должны соответствовать изучаемому объекту) и экспериментальные (образцы, специально полученные для проведения этого вида экспертизы). Отбора образцов следует уделять достаточно внимания, поскольку от их количества и качества зависит результат проведенного исследования. Об изъятии и получения образцов составляются соответствующие протоколы, в которых указывается какие именно образцы были изъяты или отобраны, их количество, условия отбора и другие существенные обстоятельства.

Требования к образцам, которые предоставляются эксперту для проведения идентификационных задач:

— для идентификации печатных средств следует присылать по возможности свободные и обязательно экспериментальные образцы оттисков, изготовленных с помощью этих средств не менее как в трех экземплярах каждый;

— для идентификации печатей и штампов присылают экспериментальные образцы в виде пяти-шести максимально четких отпечатков на белой гладкой бумаге, нанесенных с разным нажимом и с различным количеством мастики, или же сами печати и штампы; если исследуемом оттиске больше года, то предоставляют свободные образцы, поскольку в процессе эксплуатации печать могла претерпеть изменения;

— для идентификации кассовых аппаратов экспериментальные образцы должны иметь все знаки чека, что исследуется; как свободные образцы направляют чеки, выбитые на данном аппарате и имеют как можно больше знаков исследуемого чека и малый разрыв во времени их выполнения;

— для идентификации средств множительной техники (матриц, стереотипов и т. п) присылают печатные формы или изготовленные с их помощью экспериментальные отпечатки не менее чем в пяти экземплярах;

для идентификации личности по признакам навыков работы на пишущей машине придают: свободные образцы на нескольких листах в виде текстов, однотипных с исследуемым, напечатанные этим лицом примерно в то же время, что и исследуемый документ; экспериментальные образцы текста на двух-трех листах, однотипного с исследуемым, напечатанные под диктовку лицом, что идентифицируется (эти образцы отбираются в три приема с небольшим разрывом во времени для выявления относительно устойчивых признаков навыков исполнителя;

для идентификации лица, которая нарисовала (вырезала) изображения оказывают свободные образцы в виде изображений, по возможности однотипных с исследуемым, и экспериментальные — выполненные лицом, по памяти и срисовывание с оригинала.

Для установления подлинности бланка документа, сравнительные образцы присылают бланки подлинных документов с такими же полиграфическими данными (название, серия и номер, тираж и тому подобное).

Документом на основе которого будет проводиться исследование является постановление о назначении судебно-технической экспертизы документов. В ней указывается: место и дата его вынесения; должность, задание, фамилия лица, название суда, который вынес постановление (определение); название дела и его номер; обстоятельства дела, которые касаются экспертизы, основания назначения экспертизы, фамилия эксперта или название учреждения, экспертам которого поручается проведение исследования; вопросы, поставленные эксперту; перечень объектов, подлежащих исследованию, сравнительных материалов, направленных эксперту для ознакомления; другие данные, имеющие значение для проведения экспертизы.

В постановлении (определении) о назначении дополнительной и повторной экспертизы указываются мотивы и основания их назначения.

Упаковка материалов на экспертное исследование заключается в сохранении документов в том виде, в котором они были изъяты и полученных образцов. Прежде всего, следует подобрать упаковку, чтобы она была герметичной и плотной. Поместив документы между чистыми листами бумаги каждый, надежно закрыть упаковку и прикрепить бирку с пояснительной надписью скрепленным подписью следователя и мастичной печатью.

Читайте так же:  Признание явки истца обязательной гпк

Источник: http://studbooks.net/65305/pravo/podgotovka_materialov_dlya_ekspertnogo_issledovaniya

Подготовка материалов для экспертизы

Система процессуальных, организационных и технических действий по собиранию, подготовке и оформлению необходимых для проведения экспертизы исходных данных, материалов и иных объектов экспертного исследования. Установив, что возникшие в процессе расследования вопросы требуют для своего решения специальных познаний, следователь (суд) определяет, какого рода (вида) экспертиза решает подобные вопросы. С этой целью может быть привлечен консультант-специалист, с помощью к-рого будет сформулировано задание эксперту (вопросы, на к-рые эксперт должен дать ответ). Следователем (судом) выносится постановление (определение) о назначении экспертизы.

Следующая стадия подготовки — подбор объектов для экспертного исследования. Помимо направляемых на экспертизу вещественных доказательств следователь получает необходимые образцы для сравнительного исследования, отбирает те материалы дела, к-рые могут понадобиться эксперту (протоколы осмотра, следственных экспериментов, иногда допросов, в к-рых содержатся данные, имеющие отношение к предмету экспертизы). Все объекты надлежащим образом упаковываются и опечатываются.

Заключительная стадия подготовки — выбор эксперта. Если экспертиза производится в государственном экспертном учреждении (подразделении), то, как правило, конкретный эксперт не называется, в постановлении указывается л ишь наименование учреждения. Если предстоит межведомственная комплексная экспертиза, то указывается, какое экспертное учреждение отвечает за производство экспертизы в целом. Если экспертиза производится специалистом, не состоящим в штате экспертного учреждения, вся ответственность за выбор эксперта ложится на орган, назначающий экспертизу. Лит.: Иванов В.П., Штеингауз М.С. Назначение экспертизы следователем и судом. Минск, 1975; Назначение и производство судебных экспертиз. М., 1988; Российская Е.Р. Судебная эксперзтиза вуголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996.

Источник: http://gufo.me/dict/criminalistics_encyclopedia/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D1%8B

Подготовка материалов для проведения экспертизы

Вопрос о назначении почерковедческой экспертизы целесообразно назначать для установления следующих данных:

  • 1) конкретного исполнителя рукописного текста;
  • 2) отдельных фрагментов записей и реквизитов (подписей, дат);
  • 3) выполнения рукописных текстов в нескольких документах одним и тем же лицом;
  • 4) отдельных личностных данных исполнителя;
  • 5) обстоятельств и условий письма.

Для ответа на вопросы эксперту должны быть представлены исследуемый (спорный) документ и сравнительные образцы почерка предполагаемого исполнителя. Успешное решение задач экспертами по почерку возможно только при правильно собранных сравнительных материалах-образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя. Для судебно-почерковедческой экспертизы разработан ряд общих требований, предъявляемых к сравнительному материалу. Это прежде всего достоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное количество.

Для решения экспертных задач представляются три вида образов почерка:

  • 1) свободные образцы почерка, выполненные предполагаемым исполнителем до факта, подлежащего исследованию и не в связи с ним (заявление о приеме на работу, объяснение, записи в личном листке по учету кадров, личная переписка и т.д.). При выполнении таких документов лицо не только не знало, но и не могло предполагать, что они могут быть в дальнейшем использованы в качестве образцов почерка;
  • 2) условно-свободные образцы почерка, выполненные после возбуждения уголовного (гражданского) дела, но не специально для экспертизы (например, объяснение по делу, собственноручно написанные показания и другие документы);
  • 3) экспериментальные образцы почерка, выполненные проверяемым лицом специально для экспертного исследования.

В случае объективной невозможности предоставить свободные или экспериментальные образцы об этом должно быть сообщено в постановлении с указанием конкретной причины.

Вопросы к эксперту. Формулирование вопросов является наиболее сложной и ответственной задачей подготовки материалов на экспертизу, поэтому они должны быть тщательно продуманы. Например, в идентификационном почерковедческом исследовании главным является вопрос о конкретном исполнителе.

Вопросы эксперту должны содержать название документа или начальные и заключительные слова исследуемого текста, дату, фамилию, имя, отчество предполагаемого исполнителя, а при исследовании подписи — фамилию и инициалы лица. Указывается точное расположение тех иочерковых объектов, которые необходимо исследовать в этом документе (например, наименование граф, строк). Если документ выполнен не на бланке, указывается топография исследуемых записей (в какой части, углу, выше, ниже основного теста и т.д.).

В рамках идентификационных и диагностических исследований могут возникать следующие вопросы:

  • • Данным лицом (Ф. И. О. предполагаемого исполнителя) или же кем-то другим выполнены записи в документе?
  • • Одним или разными лицами выполнены записи в документе?
  • • Выполнялись ли записи в данном документе под воздействием каких-либо сбивающих факторов либо в необычных условиях?
  • • В каком состоянии находилось лицо при выполнении текста документа? Этот вопрос также решается путем сравнения текстов, выполненных одним и тем же лицом в нормальном и болезненном состоянии.
  • • Выполнен ли текст намеренно измененным почерком (или с подражанием почерку определенного лица)?
  • • Кем, мужчиной или женщиной, выполнены записи в данном документе?
  • • К какой возрастной группе относится исполнитель записей в данном документе?
  • • Соответствует ли запись (Ф. И. О. конкретного исполнителя) дате, указанной на документе, и если не соответствует, то по каким признакам можно установить дату ее выполнения?
Видео (кликните для воспроизведения).

Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим.

Вводная часть экспертного заключения должна содержать сведения о документе (определение или постановление), на основании которого назначена экспертиза, и лице, ее назначившем. В нем указываются подлежащие исследованию реквизиты, номера, даты, фамилия, имя, отчество лица, на чье имя выписан документ, фамилия, имя, отчество лица, от чьего имени написан текст и т.д.

Затем эксперт переходит к поставленным перед ним вопросам. Далее в определенном порядке перечисляются и описываются образцы почерка и подписей, представленные для сравнительного исследования: вначале — свободные, затем — условно-свободные и, наконец, экспериментальные. Подробно описываются состояние и общий вид упаковки. Кроме того, указываются сведения о лице, которому поручено производство экспертизы: занимаемая должность, фамилия, имя, отчество, образование, стаж экспертной работы.

Весь процесс исследования, проведенного экспертом, подробно излагается в исследовательской части заключения. Это

позволяет органам следствия и суду проверить и оценить его мотивированность и правильность.

В соответствии с этапами проведения почерковедческой экспертизы процесс исследования в этой части заключения излагается в такой последовательности:

  • осмотр документа. Вначале указывают наименование, затем — реквизиты документа (дату, номер). Далее описывают материал письма и цвет красящего вещества, которым выполнен текст. Если исследованию подвергается не весь текст, а какие-то отдельные его фрагменты, необходимо указать, где конкретно они расположены (в какой части документа, после каких слов). После этого фиксируются данные осмотра, которые в дальнейшем могут оказать влияние на процесс исследования и на выводы (например, сильное загрязнение документа, расплывы красителя, слабая окраска штрихов);
  • раздельное исследование. Оно начинается с общих признаков письменной речи, которые позволяют эксперту установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к конкретной группе. Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почерко- вого материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой группы идентификационных признаков при проведении ав- тороведческих экспертиз.
Читайте так же:  Приостановление заявление в арбитражном суде

Анализ частных признаков письменной речи позволяет исследователю выявить особенности, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи.

Результаты исследования признаков письменной речи фиксируются в специальных таблицах-разработках (табл. 3.1).

Признаки письменной речи

Наименова- ние признаков

Конкретное выражение признака

в исследуемом документе

в образце почерка

1. Степень развития грамматических навыков

Высокая, отсутствуют орфографические, пунктуационные и синтаксические ошибки

Высокая, отсутствуют орфографические, пунктуационные и синтаксические ошибки

Наименова- ние признаков

Конкретное выражение признака

в исследуемом документе

в образце почерка

2. Степень развития лексических навыков:

а) общий запас слов

Лексика богатая, отсутствует повторение слов

Лексика богатая, отсутствует повторение слов

6) особенности лексики (профессионализмы)

«Нарушение законности, трудового законодательства», «обладает плохой графикой», «однопролетная балка на двух опорах», «трудовая дисциплина»

«Ориентируясь на цифры выполнения плана и результаты проверки трудовой дисци п л и н ы », «высоки й процент выполнения плана», «рекламации со строек», «ошибки в чертежах, безграмотные проектные решения»

в) фразеологические обороты

«Обречены на провал», «закадычные друзья, связанные круговой порукой»

«Случаи пьянства в рабочее время»

3. Степень развития стилистических навыков:

Официально-деловой. Своеобразие стиля изложения заключается в употреблении фразеологических оборотов, присущих, но всей вероятности, работнику архитектурно-проектной организации, связанному по роду деятельности с трудовым законодательством

Официально-деловой. Своеобразие стиля изложения заключается в употреблении фразеологизмов и фразеологических оборотов, присущих, по всей вероятности, работнику архитектурнопроектной организации, связанному по роду деятельности с трудовым законодательством

б) общее построение письменной речи (архитектоника)

Мысли изложены последовательно, имеется логическая связь между всем изложенным. Есть вступление: «наблюдаются факты нарушения законности»; основная часть — изложение фактов; заключение: «Примите меры». Выводы делаются на основании изложенных фактов

Мысли изложены последовательно, имеется логическая связь между всем изложенным. Есть вступление: «мастерская № 2 заняла первое место»; основная часть — изложение фактов; заключение: «Данные факты говорят о том, что мастерская № 2 недостойна высокого звания». Выводы делаются на основании изложенных фактов

Наименова- ние признаков

Конкретное выражение признака

в исследуемом документе

в образце почерка

Отдельные части текста выделены абзацами, которые состоят из одного-двух предложений

Отдельные части текста выделены абзацами, которые состоят из одного-двух предложений

г) длина предложений

Преобладают большие предложения (больше 30 слов)

Преобладают большие предложения (больше 30 слов)

д) тип предложений

Сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения)

Сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения)

Наличие аббревиатур: ГАПУ (Главное архитектурно-планировочное управление), МНИИТЭП (Московский научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования); прочих сокращений: г. — город; тов. — товарищ; т.к. — так как

Наличие аббревиатуры — МНИИТЭП (Московский научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования); сокращения — тов. — товарищ

Подчеркивание предложений прямой и волнистой линиями

Подчеркивание предложений прямой и волнистой линиями

з) наличие вставок- исправлений, символов

Вставка слова с помощью знака вставки. Исправление производится но элементам букв, имеются символы — «№ 2»

Вставка слова с помощью знака вставки, буквы — без знака. Исправление но элементам букв. Имеются символы — «№ 2»

Раздельное исследование общих признаков почерка начинается с анализа особенностей, характеризующих пространственную ориентацию движений, и заканчивается установлением признаков, отражающих структуру движений по их траектории. Результаты раздельного анализа общих признаков почерка, которым исполнена спорная рукопись, и образцы письма проверяемого лица, зафиксированы в разработке признаков письменной речи (табл. 3.2).

Общие признаки почерка

Конкретное выражение признака

в исследуемом документе

в образце почерка

1. Признаки, отражающие пространственную ориентацию (размещение) движений:

Расположен ближе к левому срезу бумаги

Расположен ближе к левому срезу бумаги

в) поля (расположение, форма, конфигурация, размер)

Левые, прямоугольные, прямолинейная, средние (3 см)

Левые, прямоугольные, прямолинейная, средние (3 см)

г) размер красной строки

д) размер интервалов между строками, между словами

Средний (1,5 буквы)

Средний (1,5 буквы)

е) положение строки относительно горизонтального среза листа бумаги

ж) форма линии письма в строке

П ря мол иней пая

з) размещение знаков препинания относительно предшествующего слова, линии письма

В центре между словами, на линии письма

В центре между словами, на линии письма

и) размещение знака переноса слов относительно линии письма

Параллельно линии письма

Параллельно линии письма

2. Признаки, отражающие степень и характер сформировапиости письменно-двигательного навыка:

а) степень выработанности

Высокая: координация движений — высокая, темп движений — выше среднего

Высокая: координация движений — высокая, темп движений — выше среднего

б) сложность движений

Почерк простой с элементами упрощений и усложнений

Почерк простой с элементами упрощений и усложнений

Конкретное выражение признака

в исследуемом документе

в образце почерка

3. Признаки, отражающие структуру движений по их траектории:

а) преобладающая форма и направление движений

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/120018/pravo/podgotovka_materialov_provedeniya_ekspertizy

Подготовка материалов для проведения судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here