Содержание
- 1 Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
- 2 Статья 73. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации
- 3 Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме
- 4 Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
- 5 Ответственность за нарушение избирательного законодательства
- 6 Нарушение избирательных прав граждан
Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:
а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,
в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,
г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,
д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),
е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,
з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,
к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,
л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,
м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,
н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
о) препятствующие голосованию на избирательных участках,
п) нарушающие тайну голосования,
р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,
ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.
2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Источник: http://base.garant.ru/180611/3602bc72660234b37912039719ae1824/
Статья 73. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации
Статья 73. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,
либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей,
либо осуществляющие подкуп избирателей, то есть действия, запрещенные пунктом 1 статьи 72 настоящего Закона,
либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Закона,
либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед направлением указанных сведений в соответствующие избирательные комиссии;
либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
либо нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов,
либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,
либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам,
либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней,
либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
либо препятствующие голосованию на избирательных участках,
либо нарушающие тайну голосования,
либо принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
либо осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
либо выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании,
работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах,
должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона и не принявшие мер по их пресечению,
— несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
> Заключительные положения (ст. 74) |
Содержание Закон Мурманской области от 8 мая 2001 г. N 262-01-ЗМО «О выборах депутатов Мурманской областной Думы» (с изменениями. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник: http://base.garant.ru/16942708/35d2444eaabb431d4fc58eeb6ffc6119/
Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме
Статья 65 . Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме
1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания, получения желаемого ответа на вопрос референдума,
либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей,
либо осуществляющие подкуп избирателей, участников референдума, то есть действия, запрещенные пунктом 3 статьи 45 настоящего Федерального закона,
либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,
либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума (списки избирателей, участников референдума) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии,
либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
либо нарушающие права членов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума,
либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,
либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума,
либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме,
либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках референдума,
либо нарушающие тайну голосования,
либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору,
либо осуществившие подлог избирательных документов, документов референдума, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, референдума, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума,
либо выдающие гражданам избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме,
либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, подготовку и проведение референдума,
работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, референдуме,
должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий, комиссий референдума проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и не принявшие мер по их пресечению, —
несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Источник: http://base.garant.ru/171520/d4d1c020f5ac1ff694cd399cf1a90fc2/
Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Комментарии к ст. 141 УК РФ
1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан и порядок работы избирательных комиссий определяются федеральными законами.
2. Объективная сторона преступления включает действия, которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий:
а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме (невключение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдению за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также воспрепятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах;
б) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования);
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
в) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности комиссий осуществлять деятельность в рамках предоставленных полномочий).
Преступление может быть совершено и путем бездействия, т.е. неисполнения органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий.
3. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (бездействия).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Содержание мотива и цели нарушения избирательных прав граждан не влияет на квалификацию преступления. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК, совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по ст. ст. 141 и 136 УК.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 141) являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.
О признаках подкупа см. коммент. к ст. 309.
Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается и намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.
О признаках принуждения см. коммент. к ст. 302.
Насилие — побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.
Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК.
Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.
7. В ч. 3 ст. 141 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141, подробно указаны в законе.
Источник: http://rulaws.ru/uk/Razdel-VII/Glava-19/Statya-141/
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
Законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Под фальсификацией итогов голосования в законе понимается: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; заведомо неправильное составление списков избирателей, включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, либо вымышленных лиц; замена действительных бюллетеней; незаконное уничтожение официальных бюллетеней; заведомо неправильный подсчет голосов избирателей; подписание членами комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования; внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, если итоги голосования на избирательном участке признаны недействительными, и это обстоятельство влечет за собой изменение решения о признании кандидата избранным либо перераспределение депутатских мандатов; все вышестоящие комиссии обязаны составить новые протоколы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленные протоколы).
ТЕМА 17. СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА (ПРОЦЕССА)
1. Понятие и классификация субъектов избирательного права (процесса). Права и обязанности, ответственность субъектов.
2. Избирательные комиссии: виды, система. Правовой статус избирательных комиссий. Порядок образования.
3. Правовой статус кандидата на выборную должность, его представителей, доверенных лиц. Институт наблюдателей в избирательном процессе.
1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.
3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 333б.
4. О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 (в ред. от 18.05.2005) // СЗ РФ. – 2002. – № 21. – Ст. 1919.
5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 30.01.2003 // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.А. Вешняков. – М.: НОРМА, 2003. – С. 329.
7. Бузин,А.Ю. Распределение депутатских мандатов: закон и алгоритм? / А.Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 1. – С. 20.
8. Воробьев, И.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / И.И. Воробьев // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 15.
9. Постников, А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства / А.Е. Постников // Журнал российского права. – 2004. – № 2. – С. 3.
10. Сидякин, А.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе / А.Г. Сидякин // Журнал российского права. – 2005. № 1. – С. 3.
11. Сушкова,О.В. Инновационная функция объектов интеллектуальных прав / О.В. Сушкова // Российская юстиция. – 2007. –№4. – С. 14.
12. Хабриева, Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ (сравнительный анализроссийского и зарубежного опыта) / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2004. –
№ 11. – С. 3.
13. Чиркин, В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004. – № 11. – С. 11.
1. Понятие и классификация субъектов избирательного права (процесса). Права и обязанности, ответственность субъектов
Центральное место среди субъектов избирательного процесса занимают избиратели, которые выражают свою высшую непосредственную власть на выборах и референдумах. Избирателем на выборах признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. В определенных законом случаях избирателем может являться иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в РФ.
Гражданин должен обладать право- и дееспособностью согласно российскому законодательству и достигнуть на день голосования возраста 18 лет. Граждане РФ, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории России, обладают равными с иными гражданами РФ избирательными правами.
Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с избирательными процедурами и действиями. Избиратель может действовать индивидуально, совместно с другими избирателями или через политические партии и общественные объединения, членом которых он является. Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией основных принципов проведения выборов. На выборах любого уровня избиратели участвуют на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Права и обязанности избирателя реализуются во всех стадиях избирательного процесса.
1.Избиратели имеют право добиваться назначения выборов путем подачи заявления в соответствующий суд общей юрисдикции в случае, если выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или соответствующим должностным лицом либо избирательной комиссией.
2.Избиратели имеют ряд полномочий, связанных с составлением списков избирателей. Избиратель имеет право на включение его в список на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного проживания и на ознакомление с этим списком. Избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. Избиратель также имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, о том, кто и в каких целях эту информацию использует.
Избиратель может быть исключен из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Такое исключение может производиться только на основании официальных документов, полученных из соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в установленном законом порядке.
3. Избиратели могут принимать участие в формировании ряда избирательных комиссий. На собраниях по месту жительства, работы, учебы они вправе предлагать кандидатуры в состав территориальных, участковых избирательных комиссий по выборам в законодательные органы субъектов РФ и в представительные органы местного самоуправления.
Кроме того, гражданин может быть членом избирательной комиссии и через нее участвовать в организации всех избирательных процедур и действий.
4. Каждый избиратель, обладающий активным избирательным правом, как индивидуально, так и в качестве делегата съезда (конференции) политической партии или общественного объединения, входящего в избирательный блок, имеет право выдвинуть кандидата на выборную должность, а избиратель, обладающий пассивным избирательным правом (т.е. достигший установленного для конкретных выборов возраста), имеет право обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением о включении его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой партией.
5. При проведении сбора подписей в поддержку кандидатов на выборные должности избиратель имеет право поставить свою подпись в поддержку какого-либо одного кандидата (списка кандидатов).
Дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право на сбор подписей избирателей. Кандидат может заключить с гражданином договор о сборе подписей; оплата работы сборщика подписей осуществляется через избирательный фонд кандидата или партии.
6. При проведении выборов избирателям предоставляется право проведения беспрепятственной агитации за участие в выборах, за или против конкретных кандидатов (списков кандидатов), против всех кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться гражданами, политическими партиями, общественными объединениями, входящими в избирательные блоки, в допускаемых законом формах и законными методами.
Избиратель имеет право участвовать во всех официальных мероприятиях кандидатов – в митингах, встречах кандидатов с населением, он может распространять избирательные брошюры, плакаты, листовки, посещать с агитационными целями других избирателей.
Избиратель может выступать в качестве доверенного лица кандидата, уполномоченного представителя политической партии и ее региональных отделений. Такие лица регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии письменного заявления кандидата, представления политической партии или избирательного блока, а также заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии.
Каждый зарегистрированный кандидат на выборную должность, каждая из политических партий, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общественных объединений, зарегистрированных в установленных законом порядке, вправе назначить наблюдателей. Наблюдатели имеют право в день голосования присутствовать в избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
Граждане вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, политической партии, избирательному блоку через соответствующие избирательные фонды. Избиратели имеют право участвовать в создании таких избирательных фондов посредством пожертвований. Добровольные пожертвования в избирательные фонды принимаются лично от граждан РФ отделениями связи или кредитными организациями.
7. Вершиной участия избирателей в выборах является голосование. Избиратель имеет ряд полномочий, связанных с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов, установлением результатов выборов. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается, за исключением случаев, установленных законом. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, о чем в соответствующей графе списка избирателей делается запись. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования вправе находиться наблюдатели и другие лица, установленные законом.
Избиратели имеют право проголосовать досрочно, если они в день выборов находятся на значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Кроме того, закон предусматривает возможность участия в голосовании избирателей, которые не могут по уважительной причине (состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Такое голосование проводят члены избирательной комиссии, имеющие при себе переносной ящик для голосования, предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы и другие документы, установленные законом.
Избиратель имеет право требовать у избирательных комиссий представления ему итогов голосования по избирательному участку, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии.
Участие в голосовании избирателей является наиболее очевидным выражением их активности на выборах. В этом смысле достаточно остро стоит проблема осмысленного участия в голосовании.
2. Избирательные комиссии: виды, система.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/3_1927_otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnogo-zakonodatelstva.html
Нарушение избирательных прав граждан
Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.
Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.
В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Избирательное право в России
Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.
Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.
Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:
Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.
Голосование в стране осуществляется тайным способом.
Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.
Действующая нормативная база
К ним относятся:
- Конституция РФ;
- ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
- КоАП РФ;
- УК РФ.
Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.
ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.
Виды нарушения избирательных прав граждан
Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.
Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:
Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.
Административные нарушения избирательного права
Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.
Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.
К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.
По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:
Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:
- Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
- Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
- Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
- Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
- Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
- Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.
За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.
За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.
Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ
Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:
- Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
- Нарушение тайны голосования;
- Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
- Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.
В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:
- Штраф до 80 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
- Обязательные работы до 360 часов;
- Исправительные работы до года.
- Совершение группой лиц по предварительному сговору;
- Совершение ОПГ;
- Использование своего служебного положения;
- Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.
При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.
В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.
Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.
Судебная практика на 2020 год
Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.
Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.
Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.
Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.
Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.
Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnyx-prav-grazhdan/
15 лет юридической практики