Нарушение прав граждан органами опеки

Информационная поддержка по теме: "Нарушение прав граждан органами опеки" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 11 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Источник: http://base.garant.ru/193182/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Ответственность сотрудников органов опеки и попечительства за ненадлежащее выполнение обязанностей в области защиты прав и семейного устройства детей-сирот

Гражданская ответственность

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 28 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Административная ответственность

В соответствии с п. 4 ст. 122 Семейного кодекса РФ на руководителей и сотрудников органов опеки и попечительства может быть наложен административный штраф за следующие правонарушения:

за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления установленного в ст. 122 Семейного кодекса РФ порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем — п. 1 ст. 5.36 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»;

за совершение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот — п. 2 ст. 5.36 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»;

за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью — ст. 5.37 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Уголовная ответственность

Следующие правонарушения влекут уголовную ответственность в отношении руководителей и сотрудников органов опеки и попечительства:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений — ст. 154 Уголовного кодекса РФ;

разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, — ст. 155 Уголовного кодекса РФ.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

Читайте так же:  Исковое требование о компенсации морального вреда

© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

Источник: http://namporadomoi.ru/organyopeki/otvetstvennost-sotrudnikov/

Кто осуществляет надзор за деятельностью органов опеки и попечительства?

Надзор со стороны вышестоящей организации

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 15.07.2013 № 594 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» (а) контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и (б) контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Как поясняется в п. 1 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий. В этих целях при передаче полномочий должны быть урегулированы следующие вопросы (ч. 6 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):

порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

Надзор со стороны правоохранительных органов

соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в предыдущем пункте.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в т.ч. от граждан, которые считают, что действие или бездействие должностных лиц органов опеки и попечительства нарушило их законные права.

Судебный контроль

В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ гражданин или организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

Источник: http://namporadomoi.ru/organyopeki/kto-osuschestvlyaet-nadzor-za/

Статья 56 СК РФ. Право ребенка на защиту

Ст 56 СК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Комментарий к статье 56 СК РФ:

Ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий. Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены в Семейном кодексе РФ. Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.

Согласно Кодексу защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих). Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов. Но защиту не могут осуществлять лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными.

Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание. При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Читайте так же:  Законная сила постановлений суда первой инстанции

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Для ребенка особую опасность представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это может стать основанием для лишения их родительских прав. Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребенка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя), отмены усыновления, досрочного прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

В последнее время в стране делаются попытки принять серьезные меры в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью подростков.

Невыполнение родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотребление родительскими правами служат основанием для лишения родительских прав. СК РФ делает акцент на предоставлении ребенку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав.

Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

В статье указано, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Понятие должностного лица можно распространить на всех должностных лиц органов власти и учреждений (государственных и муниципальных учреждений, государственных и частных предприятий).

Сведения о детях, попавших в бедственное положение, адресуются в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволяет без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребенка.

Источник: http://sk-kodeks.ru/st-56-sk-rf

Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки?

Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст. 77 и ст. 121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:

выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,

обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 Семейного кодекса РФ),

осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

  • незамедлительно уведомить прокурора,
  • обеспечить временное устройство ребенка,
  • в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства в этой области являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

Читайте так же:  Досудебное урегулирование гражданских споров научная статья

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).


Источник: http://namporadomoi.ru/organyopeki/kakovy-polnomochiya-prava-i/

Привлечение органов опеки при банкротстве

У меня проходит дело в арбитражном суде по банкротству. Суд признал меня банкротом, собирается привлечь к участию органы опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего ребенка. Для чего это делается?

Если в рамках дела о банкротстве гражданина затрагиваются права несовершеннолетнего, то необходимость привлечения к участию в деле органа опеки и попечительства прямо предусмотрена Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 213.6 указанного закона суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве орган опеки и попечительства в случае, если в рамках рассматриваемого дела затрагиваются права несовершеннолетнего лица либо права лица, признанного судом недееспособным.

Главным образом привлечение органов опеки в дело о банкротстве физического лица связано с тем, что гражданин в рамках процедуры реструктуризации долгов существенно ограничен в вопросах совершения сделок в интересах находящихся у него на иждивении несовершеннолетних детей и недееспособных граждан, а при введении процедуры реализации имущества правоспособность полностью переходит к финансовому управляющему.

Практика применения закона показывает, что органы опеки и попечительства при отсутствии дополнительной правовой регламентации их деятельности не имеют представления относительно их роли, компетенции и полномочий в деле о банкротстве. Поэтому участие органов опеки и попечительства часто носит исключительно формальный, заочный характер.

Однако рассмотрение отдельных категорий обособленных споров без участия органа опеки и попечительства может повлечь существенное нарушение прав несовершеннолетних и недееспособных лиц, находящихся на иждивении должника. К таким спорам относятся:

— исключение имущества из конкурсной массы должника;

— установление обеспеченных залогом жилья требований кредиторов;

— оспаривание сделок с недвижимым имуществом должника;

— оспаривание сделок о разделе имущества бывших супругов и др.

Также привлечение органа опеки и попечительства влияет на рассмотрение споров об исключении средств из конкурсной массы должника для целей оплаты личных нужд находящихся на его иждивении лиц. Суд рассматривает такие споры по общим правилам арбитражного процессуального законодательства, где на основе представленных доказательств и их совокупной оценки суд устанавливает баланс интересов должника и конкурсных кредиторов, определяя соответствующий размер удержания.

Поскольку должник, как правило, является стороной, лишенной финансовой возможности обеспечить компетентное представительство в суде, ошибки и некомпетентность должника в вопросах исключения имущества из конкурсной массы могут быть непосредственной причиной нарушения прав и законных интересов лиц, находящихся у него на иждивении.

Органы опеки и попечительства, участвуя в таких спорах, должны устранять соответствующее процессуальное неравенство и при необходимости самостоятельно восполнять доказательственную базу в интересах несовершеннолетних либо недееспособных лиц, а также инициировать истребование доказательств судом.

Также споры, связанные с правом на жилье должника, предполагают последующую возможность выселения находящихся на иждивении у должника лиц из жилого помещения, где также могут быть нарушены их права.

Орган опеки и попечительства является, по сути, единственным субъектом, обеспечивающим защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в деле о банкротстве гражданина.

Не менее значима и другая форма участия органа опеки и попечительства в деле о банкротстве, связанная с обеспечением прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, осуществляемая в целях правильного начисления и удержания текущих алиментных платежей, обеспечения законности действий финансового управляющего, а также законности действий самих должников.

Банкротство застройщика и признание права собственности»,»float»:»left»>,банкротстве гражданина»,»float»:»right»>,Банкротство юрлица: последовательность действий»,»float»:»left»>]»>

Источник: http://pravo.rg.ru/rubrics/question/13306/

Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия

Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

Читайте так же:  Доверенность на получение и сдачу документов образец

Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:

  • Семейный кодекс РФ – ст.77 и ст.121;
  • ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве».

Обязанности службы опеки и попечительства

В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.

По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи

Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.

Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:

  • уведомить прокурора о совершенном изъятии;
  • обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
  • в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.

Осуществление деятельности органами опеки

Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.

Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.

Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.

Источник: http://grazhdaninu.com/semya/opeka/organyi-opeki.html

За права семьи

Межрегиональная общественная организация

Нарушения прав семьи органами опеки и попечительства

По оценкам экспертов Аналитического центра «Семейная политика.РФ», Отбирая детей у родителей, органы опеки и попечительства нередко нарушают нормы международного и российского права.

Резюме аналитического доклада

Аналитический доклад «Деятельность органов опеки и попечительства по «профилактике социального сиротства»: обзор существующих проблем» (Код документа АЦ «Семейная политика.РФ»: RF-12-028).

Рассматриваются проблемы деятельности органов опеки и попечительства в сфере профилактики социального сиротства, связанной с вмешательством в семейную жизнь и отобранием детей у родителей во внесудебном (ст. 77 СК РФ) и судебном (ст. ст. 69 и 73 СК РФ) порядке.

Еще в 2008 году в своем письме Министерство образования РФ указывало, что результатом вмешательства органов опеки в семейную жизнь в связи с проблемами в семье «в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи». Это замечание остается верным и сегодня.

Проанализированы нормы международного и российского права, связанные с вмешательством в семью и разлучением ребенка с родителями. Целый ряд общепризнанных норм международного права, направленных на защиту семьи и детей, соответствующих российским конституционным принципам, регулярно нарушается в деятельности органов опеки и попечительства.

В частности, нормы международного права не допускают произвольного вмешательства в семейную жизнь, изъятия ребенка в связи с бедностью семьи или иными проблемами, которые могут быть решены с помощью адресной социальной помощи. В случае изъятия ребенка в связи с угрозой его жизни или здоровью существование такой угрозы должно быть надежно доказано, причем акты и свидетельства сотрудников службы, изымающей ребенка, не могут быть единственным доказательством.

Читайте так же:  Сумма долга запрещающая выезд за границу

Доклад показывает, что необоснованные действия органов опеки в отношении семей нередко связаны с коррупциогенностью ряда действующих норм российского законодательства, допускающих слишком широкое толкование на практике. Авторы указывают, что необходимо изменение этих норм в сторону благоприятную для семьи.

До внесения таких изменений органы опеки и попечительства должны применять закон, руководствуясь общепризнанными нормами международного права, защищающими семью, а также рядом основополагающих принципов российского законодательства. Среди них конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей, принцип автономии семьи и принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Доклад обобщает практические проблемы деятельности органов опеки и попечительства, связанной с вмешательством в семью, на основании опыта российских организаций, действующих в сфере защиты семьи, материнства и отцовства. Распространенной проблемой в этой области являются нарушения прав родителей и детей, выход органов опеки и попечительства за пределы своих законных полномочий. При этом от произвола и необоснованных вмешательств больше всего страдают малоимущие и социально незащищенные, а также многодетные семьи. Предлагаются рекомендации, направленные на изменение сложившейся негативной ситуации.

Источник: http://profamilia.ru/read/191

Бездействие органов опеки

  • Куда жаловаться на бездействие Органов опеки?
  • Куда пожаловаться на органы опеки и попечительства за бездействие.
  • Куда можно пожаловаться на органы опеки и попечительства за их бездействия?
  • Из за бездействия органов опеки не можем заключить сделку покупки недвижимости?
  • Куда жаловаться на бездействие органов опеки?
  • Публикации
  • Органы опеки
  • Разрешение органов опеки
  • Какие органы опеки
  • Квартира органы опеки
  • Правы органы опеки

Советы юристов:

8.1. Здравствуйте.
1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом.

23.1. Здравствуйте. Должны были рассматривать не более 30 дней. Подавайте жалобу на задержку в прокуратуру.
Порядок обращения: согласно инструкции Ген. Прокуратуры:

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

24.2. Здравствуйте.
Порядок обращения: согласно инструкции Ген. Прокуратуры:

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

29.1. Статья 74. Последствия ограничения родительских прав

1. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

2. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

3. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

4. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом

Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в котором находится ребенок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.9111.ru/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8/

Нарушение прав граждан органами опеки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here