Гражданско правовая ответственность некоммерческих организаций

Информационная поддержка по теме: "Гражданско правовая ответственность некоммерческих организаций" с подробным описанием. В статье мы постарались полностью раскрыть тему. В случае возникновения вопросов, вы всегда можете их задать дежурному юристу.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВТВЕННОСТЬ

Под гражданско-правовой ответственностью, как было указано в первой главе, понимается ответственность, возникшая после нарушения прав и неисполнения возложенных на нарушителя обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность включает в себя компенсацию морального вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности.

Данный вид юридической ответственности основывается на санкциях, «связанных с дополнительными обременениями для правонарушителя (возложение дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишение принадлежащего правонарушителю права)»[9].

Особенностями гражданско-правовой ответственности от иной юридической ответственности заключается в том, что:

— Меры воздействия являются имущественного характера;

— Компенсация нарушенного права потерпевшей стороны;

— Соразмерность ответственности характеру причиненного вреда;

— Применение равных по объему мер ответственности к разным участникам гражданских правоотношений за однородные правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность имеет такие формы, как:

1. Возмещение убытков;

2. Уплата неустойки;

3. Потеря задатка;

4. Потеря удержанного, заложенного имущества и др.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Под Уголовной ответственностью, как было указано в первой главе, понимается ответственность последствием, которой будет уголовное наказание виновного лица.

В Уголовном кодексе РФ согласно 239 статье применяется ряд мер к виновному лицу. Такие, как:

1. Штраф (п.1,2 ст. 239 УК);

2. Ограничения свободы (п.1,2 ст. 239 УК);

3. Принудительные работами (п.1,2 ст. 239 УК);

4. Лишение свободы (п.1,2 ст. 239 УК);

Поводом для применения мер уголовной ответственности к виновному лицу является:

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью;

2. Создание НКО (включая НКО, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении реферата подведем итог исследования путем перечисления выводов, к которым пришли при изучении, ознакомлении с материалами по проблеме посвященной теме ответственности некоммерческой организации.

Первой задачей данного исследования было определение обязательств НКО, а также понятие «ответственность» и ее виды.

Обязательства НКО более подробно расписаны в конкретных федеральных законах. Таких, как Федеральный закон «О некоммерческих организациях» дополняемый Федеральным законом «Об общественных объединениях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Можно условно разделить обязательства на обязательства, которые:

— фиксируют продолжении деятельности НКО и настоящее время, а также уведомление определенных учреждений в случае внесения изменений в документы НКО;

— предоставления финансовой отчетности определенным учреждениям;

— исполнения со стороны НКО действующего законодательство, имеющее отношение к деятельности НКО.

Также первой задачей было определение понятия ответственности НКО. Под ответственностью НКО понимается применение мер в ответ на нарушение со стороны виновника определенных обязательств, возложенного на него действующим законодательством.

Юридическая ответственность бывает нескольких видов – административная, гражданско-правовая, уголовная, материальная, дисциплинарная ответственность.

Второй задачей данного исследования являлось рассмотрение ответственности некоммерческой организации в некоторых видах юридической ответственности, путем рассмотрение административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности НКО по отдельности.

При рассмотрении административной ответственности НКО можно заметить, что в основном юридическая ответственность относится к деятельности НКО в соответствии с учредительными документами и соблюдения действующего законодательства.

При административных нарушениях применяются определенные меры – вынесение предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства, составление протокола об административном правонарушении и обязанности оплатить административный штраф, направление в суд искового заявления о ликвидации НКО.

В настоящее время в административной ответственности НКО имеется две проблемы:

1. Возникновения желания со стороны НКО исполнения предписаний по устранению правонарушений, выданные МинЮстом без дополнительных мер принуждения.

2. Возникновения желания со стороны НКО оплаты административного штрафа в добровольном порядке, без дополнительных мер принуждения

При рассмотрении гражданско-правовой ответственности НКО можно заметить, что в основном юридическая ответственность относится к неисполнению со стороны нарушения взятых на себя обязанностей.

Против нарушителя принятия мер имущественного характера — возмещение убытков, уплата неустойки, потеря задатка или удержанного, заложенного имущества и др.

При рассмотрении уголовной ответственности НКО для виновника возникает последствие в виде уголовного наказания. Мерами наказания для виновника уголовной ответственности может быть штраф, ограничение свободы, принудительные работы, лишение свободы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)/СПС КонсультантПлюс.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/СПС КонсультантПлюс.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях»/СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях»/СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях»/СПС КонсультантПлюс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия/А.Б. Барихин. Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии». М.: Книжный мир, 2010. – 960 с.

2. Зейналов М.М. Учебное пособие. Курс лекций. «Правовой статус некоммерческих организаций» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право». Махачкала, ДГИНХ, 2011. – 76 с.

3. Обязанности некоммерческой организаций (порядок, формы и сроки предоставления отчетности). URL://http://to29.minjust.ru/ru

4. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. М., Проспект, 2014. – 176 с.

Читайте так же:  Определение суда обеспечении исполнения решения суда

5. Управлением подготовлена статья «Административная ответственность некоммерческих организаций». URL:// http://to19.minjust.ru/

6. Хубецов М.Я. Специфика гражданско-правовой ответственности. 2009 г. URL:// https//cyberleninka.ru/

[1] Указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

[2] Указаные в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

[3] Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия/А.Б. Барихин. Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии». М.: Книжный мир, 2010. С. 947-948.

[4] Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. М., Проспект, 2014. С. 82.

[5] Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия/А.Б. Барихин. Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии». М.: Книжный мир, 2010. С. 15.

[6] Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия/А.Б. Барихин. Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии». М.: Книжный мир, 2010. С. 168.

[7] Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. М., Проспект, 2014. С. 160.

[8] Управлением подготовлена статья «Административная ответственность некоммерческих организаций». URL:// http://to19.minjust.ru/

[9] Хубецов М.Я. Специфика гражданско-правовой ответственности. 2009 г. С. 115. URL:// https//cyberleninka.ru/

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник: http://cyberpedia.su/17x1a7b3.html

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций

— в зависимости от объема гражданско-правовой ответственности выделяются некоммерческие организации: обладающие в силу закона полной (без привлечения дополнительных ресурсов со стороны учредителей, участников) самостоятельной имущественной ответственностью; с дополнительной (субсидиарной) ответственностью участников; характер ответственности зависит от принятия специальных нормативных правовых актов.

5. В целях обеспечения формирования органов управления, исполнительных и контрольно-ревизионных органов некоммерческой организации предлагается п. 2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях изложить в следующей редакции: «Число учредителей некоммерческой организации составляет не менее пяти, если иное не установлено федеральным законом».

6. Дополнить статью 24 Закона о некоммерческих организациях пунктом 5 следующего содержания: «Некоммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью, может быть признана несостоятельной (банкротом). Процедура несостоятельности (банкротства) некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей ее правового положения».

Практическая и теоретическая значимость исследования. Научно-практическим разрешением данных проблем вносится определенный вклад в развитие теории и практики гражданского права. Кроме того, в определенной мере восполняется пробел в системе теоретических взглядов на комплексный подход к исследованию гражданско-правового статуса некоммерческих организаций с позиций гражданского права, основных тенденций судебной и арбитражной практики.

Разработанные автором диссертации научно-практические положения могут быть использованы: для внесения в установленном порядке дополнений в гражданское законодательство Российской Федерации, касающихся правового положения некоммерческих организаций; в организации научных исследований, в учебном процессе при подготовке специалистов в сфере юриспруденции.

Апробация результатов исследования и внедрение. Сформулированные в диссертации положения, выводы, предложения и рекомендации получили апробацию при обсуждении и рецензировании диссертации на заседаниях кафедры частного права Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета; были опубликованы в ряде статей и материалах международных и российских научно-практических конференций.

Научные разработки автора внедрены: в практическую деятельность ряда некоммерческих организаций города Кирова и Кировской области при разработке учредительных документов и дальнейшем правовом сопровождении их деятельности; в учебный процесс кафедры частного права Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, кафедр гражданско-правовых дисциплин юридических факультетов ряда вузов г. Кирова при чтении лекций, проведении семинарских занятий по курсам «Гражданское право», «Предпринимательское право».

Структура диссертации предопределяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определена научная новизна, цель, задачи и исследовательские проблемы диссертации, сформулированы методологическая, теоретическая основы исследования, обозначены объект, предмет исследования, указываются основные направления апробации, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации — «Понятие, признаки и классификация некоммерческих организаций по российскому гражданскому праву» — исследуются становление и развитие российского гражданского законодательства о некоммерческих организациях, понятие и признаки некоммерческой организации, классификация некоммерческих организаций.

Всесторонне исследуя историю становления и развития российского законодательства о некоммерческих организациях, автор диссертации отмечает, что основы правового регулирования деятельности коллективных образований некоммерческого характера, заложенные юристами Древнего Рима, во многом трансформированы в современное законодательство, в том числе и в российское гражданское законодательство. Соискатель, в частности, отмечает, что первые организации, основанные на внехозяйственном интересе, существовали уже в VII — VI вв. до н.э. В древнейшие времена в Риме существовали частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalitates), профессиональные союзы ремесленников (fabrorum, pistorum). Такое юридическое лицо ликвидировалось с достижением цели его деятельности, распадом личного состава, а также, если деятельность организации принимала противозаконный порядок.

Как отмечает диссертант, в Средние века в Европе существовали религиозные и политические объединения, союзы взаимопомощи, профессиональные организации, гильдии. Характерно, что при этом не только человек является правоспособным, но и отдельный союз, корпорация. Несмотря на светский характер этих объединений, организации добровольцев брали на себя заботу, в первую очередь, о духовных потребностях своих членов и лишь потом об их материальной стороне.

Читайте так же:  Кому нужен патент на работу в россии

В диссертации отмечается, что в России первые некоммерческие организации были представлены благотворительными обществами, расцвет деятельности которых приходится на середину XVIII в. «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. давали официальное понятие общества, союза и профессионального общества — соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом — соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных.

Автор диссертации обосновывает вывод о том, что данный период существования некоммерческих организаций характеризуется сугубо разрешительным порядком их создания, причем данный принцип сохраняется и в советские времена (под строгим контролем партийных органов для целей коммунистического строительства).

Характеризуя действующее российское законодательство о некоммерческих организациях, автор диссертации, прежде всего, обращается к положениям: Конституции РФ; ГК РФ; Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»3, «Об общественных объединениях»4, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»5, «О сельскохозяйственной кооперации»6, «О национально-культурной автономии»7, «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»8, «О кредитных потребительских кооперативах граждан»9, «Об объединениях работодателей»10 и др.

Существенное внимание в работе уделено определению понятия и признаков некоммерческой организации. В этой связи автор обращается к положениям действующего законодательства, а также исследует научную полемику по данному вопросу (К.П. Беляев, Е.А. Суханов, В.А. Дозорцев и др.). Отмечается, в частности, что основной целью деятельности некоммерческих организаций не может быть извлечение прибыли, а если в результате осуществления предпринимательской деятельности получена прибыль, то она не может быть распределена между учредителями и (или) членами такого юридического лица (второй критерий). Последнее положение вызывает наибольшие дискуссии. Автор диссертации констатирует, что некоммерческая организация признается государством в качестве самостоятельного субъекта права, которая имеет соответствующую структуру управления, обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. При этом допускается возможность существования отдельных некоммерческих образований без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения статуса юридического лица, что не допускается в отношении коммерческих организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор детально исследует процедуры государственной регистрации некоммерческих организаций, характеризует их с точки зрения изменений и дополнений, внесенных в гражданское законодательство в 2006 году, отмечая при этом большую упорядоченность данных процедур в настоящее время.

В диссертации существенное внимание уделено классификациям некоммерческих организаций по различным основаниям, проводимых различными исследователями. Автор предлагает собственное видение данной проблемы и выделяет:

— по основанию закрепления правового положения: некоммерческие организации, регламентированные ГК РФ (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); дополненные Законом о некоммерческих организациях (некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация); предусмотренные иными нормативными правовыми актами (торгово-промышленная палата, саморегулируемые организации, товарищество собственников жилья, коллегия адвокатов и т.д.);

— по признаку участия: некоммерческие организации, основанные на членстве и не имеющие членства;

— в зависимости от специфики учредительных документов некоммерческие организации, имеющие: только устав; устав и учредительный договор; устав, а также по решению учредителей (участников) – учредительный договор; не имеющие учредительные документы, предусмотренные статьей 52 ГК РФ;

— в зависимости от объема гражданско-правовой ответственности выделяются некоммерческие организации: обладающие в силу закона полной (без привлечения дополнительных ресурсов со стороны учредителей, участников) самостоятельной имущественной ответственностью; с дополнительной (субсидиарной) ответственностью участников; характер ответственности зависит от принятия специальных нормативных правовых актов.

Соискатель обосновывает классификации некоммерческих организаций и по другим основаниям.

Во второй главе диссертации — «Особенности гражданско-правового статуса некоммерческих организаций» — исследуются теоретические подходы к определению статуса субъектов гражданского права; гражданско-правовая регламентация статуса некоммерческих организаций; понятие и содержание статуса некоммерческих организаций как субъектов гражданских правоотношений.

Существенное внимание в диссертации уделено изучению общих положений о правовом статусе субъектов гражданских правоотношений, соотношению данной категории с такими понятиями, как правоспособность, правосубъектность. В этой связи автор обращается к исследованиям таких ученых, как: А.В. Мицкевич, В.С. Афанасьев, Н.Л. Гранат, А.А. Слугин, Н.И. Матузов, Г.В. Мальцев, Е.П. Лихотникова, В.Н. Хропанюк, и др.

Соискатель предлагает под гражданско-правовым статусом некоммерческой организации понимать правовое состояние, определяемое комплексом таких элементов, как цель и задачи деятельности, функции, правосубъектность, юридические права и обязанности, гарантии их осуществления, предусмотренных нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые такая организация способна реализовать в рамках гражданских правоотношений. Соискатель полагает, что правовой статус является отраслевой категорией и показывает состояние субъектов гражданского оборота, то есть имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений.

В диссертации автор анализирует гражданско-правовой статус некоммерческих организаций с точки зрения их организационно-правовых форм, отмечая при этом ряд пробелов и противоречий в действующих нормативных правовых актах (в том числе: Федеральный закон «О политических партиях»11 — в части уточнения собственника имущества и исключения права оперативного управления региональных отделений; Федеральный закон «Об общественных объединениях»12 — в части определения членства в данных объединениях; Закона РФ «Об образовании»13 — в части уточнения организационно-правовых форм государственных и негосударственных образовательных организаций; Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»14 — в части указания в наименовании организационно-правовой формы, типа, вида учебного заведения, и др.).

В диссертации обосновывается специфика содержания элементов гражданско-правового статуса некоммерческой организации: цель и задачи деятельности, функции, совокупность прав и обязанностей, правосубъектность, гарантии осуществления прав и обязанностей, ответственность. Существенное внимание автор уделяет характеристике содержания перечисленных элементов гражданско-правового статуса некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовых форм.

Читайте так же:  Виндикационный иск в гражданском праве статья

В третьей главе диссертации — «Характеристика элементов гражданско-правового статуса некоммерческих организаций» — исследуются цели, задачи, функции некоммерческих организаций; права некоммерческих организаций как субъектов гражданских правоотношений, гарантии их осуществления; характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций; специфика гражданско-правовой ответственности некоммерческой организации.

Автор диссертации детально характеризует имущественные и неимущественные права некоммерческих организаций. В этой связи в работе исследуются такие категории, как имущество некоммерческой организации, источники его формирования применительно к различным организационно-правовым формам организаций; право на объединение, на наименование и др.

Существенное внимание в диссертации соискатель уделяет исследованию обязанностей некоммерческих организаций как совокупности действий, возложенных законом, судом или самостоятельно и безусловных для выполнения. В этой связи автор подразделяет обязанности некоммерческих организаций в зависимости от интереса на: имущественные обязанности и обязанности в нематериальной (неимущественной) сфере, дает им подробную характеристику.

Другим основанием для классификации обязанностей некоммерческих организаций автор избрал их источник закрепления. Здесь им выделяются и детально исследуются обязанности: установленные в законодательных и подзаконных актах; закрепленные в учредительных документах; установленные гражданско-правовым договором; вытекающие из обычаев делового оборота.

Источник: http://dislib.ru/yuridicheskie/105202-2-grazhdansko-pravovoy-status-nekommercheskih-organizaciy.php

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций

По характеру направленности соискатель разграничивает обязанности некоммерческих организаций на: обязанности внешней направленности (например, обязанности публичного характера, либо направленные на выполнение условий договора); обязанности внутренней направленности (касающиеся взаимоотношений с участниками (учредителями, членами) самой некоммерческой организации).

Значительное внимание в диссертации автор уделяет исследованию специфики гражданско-правовой ответственности некоммерческих организаций. Отмечается, в частности, что основания привлечения к гражданско-правовой ответственности некоммерческих организаций установлены в ряде норм ГК РФ, а также ст.33 Закона о некоммерческих организациях, претерпевшей значительные изменения по сравнению с первоначальной редакцией. Существенные коррективы в текст этой статьи внесены в марте 2002 года15. Так, были исключены нормы, согласно которым совершение некоммерческой организацией действий, противоречащих целям ее создания и положениям Закона о некоммерческих организациях, грозило ликвидацией по решению суда. При этом обязательной предварительной процедурой выступало вынесение предупреждения в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или представления прокурора об устранении нарушений. Автор полагает, что в настоящее время расширены возможности привлечения к ответственности и определения соответствующих санкций применительно к конкретным организационно-правовым формам некоммерческих организаций.

В диссертации гражданско-правовая ответственность некоммерческих организаций рассматривается с двух позиций: во-первых, в отношении участников, учредителей (ответственность внутреннего характера); и, во-вторых, в отношении контрагентов по сделкам, бюджетным и внебюджетным фондам по уплате обязательных платежей, налогов и сборов (ответственность внешнего проявления). Соискатель иллюстрирует теоретические положения наиболее характерными примерами из судебной практики, в том числе обращаясь к материалам по Кировской области.

Диссертант отмечает, что некоммерческая организация как полноправный субъект гражданского оборота несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах, ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников). Так, большинство некоммерческих юридических лиц (государственная корпорация, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, фонд, общественные объединения, религиозные организации и т.д.) не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам таких юридических лиц. В отношении государственной корпорации может быть предусмотрено иное специальным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Другими словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, что возможно при наличии обособленного имущества, которое служит объектом притязаний кредиторов.

Субсидиарная же ответственность выступает, как частный случай, поэтому в законодательстве четко определены случаи дополнительной ответственности учредителей по обязательствам некоммерческих организаций. Так, субсидиарную ответственность несут учредители потребительских кооперативов, учреждений, ассоциаций и союзов. В частности, в силу п.4 ст.116 ГК РФ при определенных условиях члены потребительского кооператива также несут субсидиарную ответственность по обязательствам соответствующего кооператива. Субсидиарная ответственность пайщиков по обязательствам потребительского общества определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и уставом потребительского общества16. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренным ее учредительными документами.

Автор диссертации на основании обобщения судебной практики обосновывает вывод о том, что при рассмотрении судами дел о привлечении к субсидиарной ответственности сложилось правило: только при соблюдении установленного законом предварительного порядка обращения к основному должнику и получения от него отказа либо при неполучении от него ответа в разумный срок кредитор получает право обратиться к субсидиарному должнику, при этом исчисление срока исковой давности должно начинаться с того момента, когда кредитору стало известно или должно было стать известно о нарушении его права должником.

Существенное внимание в диссертации уделено вопросам гражданско-правовой ответственности некоммерческой организации при ее ликвидации как в добровольном, так и принудительном порядках.

Обращаясь к практике своего региона, автор диссертации отмечает, что в соответствии с Законом Кировской области «О государственной поддержке детских общественных объединений Кировской области»17 детские общественные объединения пользуются налоговыми льготами, установленными налоговым законодательством Российской Федерации и Кировской области. Детские общественные объединения имеют право получать на период своей деятельности в безвозмездное пользование или аренду имущество и помещения, находящиеся в собственности области, а также имеют право на финансовую помощь. Оказание финансовой помощи детским общественным объединениям осуществляется путем выделения субсидий, присуждения грантов по результатам конкурса программ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на эти цели.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба в гражданском праве

В заключении автором формулируются выводы и рекомендации на основании проведенного исследования.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора общим объемом 6,3 п.л.:

1.Шаклеина Е.В. Некоммерческие организации в правовом аспекте.// Научный вестник Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института. 2000. № 5. С. 176-185. (0,5 п.л.).

2.Шаклеина Е.В. Понятие правового статуса некоммерческих организаций как юридических лиц.// Сб. научных статей аспирантов: Выпуск 2. М.: МГЭИ, 2002. С.229-265. (1,5 п.л.).

3.Шаклеина Е.В. К вопросу о правовом статусе образовательного учреждения.// Сб.: Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 1. М.: Издательская группа «Юрист», 2003. С. 958-965. (0,5 п.л.).

4.Шаклеина Е.В. Конфликт интересов в некоммерческих организациях.// Сб.: Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 4. В 3 томах. Том 1. М.: Издательская группа «Юрист», 2004. С. 1058-1061. (0,25 п.л.).

5.Шаклеина Е.В. Природа права на объединение юридических лиц (некоммерческих организаций). // Сб.: Правовое развитие России: теория, практика, образование./ Под ред. Мухачева В.А. Киров: МФЮА и НА МВД РФ, 2004. С. 48-59. (0,5 п.л.).

6.Шаклеина Е.В. К вопросу о трансформации организационно-правовых форм некоммерческих организаций.// Сб. научных трудов: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики (по материалам межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся 10 октября 2003 года) / Отв. ред. И.М. Машаров. Вып. 2. Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.Кирове, 2004. С. 155-177. (1 п.л.).

7.Шаклеина Е.В. К вопросу о классификациях некоммерческих организаций.// Сб. научных трудов по материалам III межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики», состоявшейся 15 октября 2004 года. В 2-х ч. Ч.2 / Отв. ред. И.М. Машаров. Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.Кирове, 2004. С. 61-71. (0,5 п. л.).

8.Шаклеина Е.В. К вопросу о гражданско-правовом статусе жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья в свете принятия Жилищного кодекса.// Сб. научных трудов: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики (по материалам IV международной научно-практической конференции, состоявшейся 10 октября 2005 года). В 3-х ч. Ч. 3 / Отв. ред. И.М. Машаров. Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.Кирове, 2005. С. 174-154. (0,5 п. л.).

9. Шаклеина Е.В. К вопросу о правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций. // Современные тенденции развития юридической науки и правоприменительной практики: Сб. материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 35-летию Института (филиала) МГЮА в г. Кирове: В 2ч. Ч. 2 / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. С.М. Кочои. Киров, 2006. С.109-114. (0,4 п.л.).

10. Шаклеина Е.В. Некоммерческие организации с частноимущественными (частнополезными) и общеполезными интересами. // Актуальные вопросы юриспруденции и юридического образования в современных условиях: Сб. научных трудов. / Под ред. Мухачева В.А. Киров: МФЮА и НА МВД РФ, 2006. С. 107-111. (0,25 п.л.).

11. Шаклеина Е.В. К вопросу о государственной регистрации некоммерческих организаций в России на современном этапе.//Российский судья. 2006. № 12. (0,4 п.л.).

1 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145 (в ред. ФЗ от 10 января 2006 г.).

3 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1). Ст. 3431.

4 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

5 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

6 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

7 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.

8 СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

9 СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3420.

10 Российская газета. 2002. № 228.

11 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

12 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

13 СЗ РФ. 1992. № 30. Ст. 1797

14 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

15 Федеральный закон «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093.

16 См.: п.3 ст. 25 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

17 См.: Закон Кировской области «О государственной поддержке детских общественных объединений Кировской области» от 10 марта 1998 года № 36-ЗО // СПС Консультант – Кировский выпуск.

Источник: http://dislib.ru/yuridicheskie/105202-3-grazhdansko-pravovoy-status-nekommercheskih-organizaciy.php

Управлением подготовлена статья «Административная ответственность некоммерческих организаций»

Административная ответственность некоммерческих организаций

Некоммерческие организации обязаны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с их учредительными документами и законодательством Российской Федерации.

Одной из мер реагирования Минюста России и его территориальных органов на нарушения НКО норм действующего законодательства, выявленных при осуществлении контроля за их деятельностью, наряду с вынесением письменных предупреждений, обращением в суд с заявлением о ликвидации либо о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица, является возбуждение дела об административном правонарушении.

В соответствии с подп. 4 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) должностные лица Минюста России и его территориальных органов, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими нормами КоАП РФ:

— ст. 5.26 (Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях);

Читайте так же:  Расследование нарушений права

— ч. 1 ст. 19.4 (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль);

— ст. 19.4.1 (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

— ч. 1 ст. 19.5 (Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства);

— ст. 19.5.1 (Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму);

— ст. 19.6 (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);

— ст. 19.7 (Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде);

— ст. 19.7.5-2 (Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента);

— ч. 1 ст. 19.34 (Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента).

Протоколы об административных правонарушениях составляются в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В практике Управления Минюста России по Республике Хакасия большинство протоколов в отношении НКО составляется за невыполнение в установленный срок предупреждений Управления и за не предоставление или несвоевременное предоставление сведений, предусмотренных законом либо их предоставление в неполном объеме или в искаженном виде.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол, сведения о некоммерческой организации, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя некоммерческой организации, в отношении которой возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении представителю некоммерческой организации разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Представитель некоммерческой организации знакомится с протоколом об административном правонарушении и вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки представителя некоммерческой организации, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется некоммерческой организации в течение трех дней со дня составления протокола.

В этой связи необходимо обратить внимание на следующее.

Статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Указанные нормы ГК РФ позволяют составлять протокол и в случае отсутствия почтового уведомления о получении юридически значимого сообщения (предупреждения, уведомления о проведении проверки, уведомления о составлении протокола об административном правонарушении) юридическим лицом.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, представителем некоммерческой организации, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа представителя некоммерческой организации от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под роспись представителю некоммерческой организации.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления.

Мировым судьей, в случае признания некоммерческой организации (ее должностного лица) виновной в совершении административного правонарушения, назначается административное наказание, предусмотренное соответствующей нормой КоАП РФ (предупреждение, штраф и т.д.).

При этом, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ некоммерческая организация должна уплатить административный штраф не позднее 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. К НКО уклоняющимся от самостоятельной уплаты штрафа могут быть применены меры принудительного воздействия — возбуждение исполнительного производства по взысканию штрафа.

Тот факт, что законодательством Российской Федерации предусмотрено привлечение некоммерческих организаций к административной ответственности свидетельствует о признании важности обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере деятельности НКО.

Практика Управления Минюста России по Республике Хакасия свидетельствует об эффективности данной меры, поскольку она побуждает функционирующие НКО к более активным действиям по устранению выявленных нарушений законодательства, а фактически не осуществляющие деятельность – к принятию решения о ликвидации юридического лица.

Таким образом, привлечение к административной ответственности играет важную роль в обеспечении стабильности общественной жизни и повышении гарантий исполнения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации.

Главный специалист-эксперт
отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Республике Хакасия

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://to19.minjust.ru/ru/node/312366

Гражданско правовая ответственность некоммерческих организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here